Больше рецензий

gennikk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 мая 2014 г. 14:19

211

3

Стилистическое разнообразие, один из главных коньков этого романа. Построенный по принципу verbatim, где каждая глава рассказ одного из работников завода "Свобода" про себя и про завод, роман складывается из этих рассказов в единое целое повествование. При полном отсутствии главного рассказчика, роман имеет главного героя. Это тот самый завод "Свобода". Это он объединяет всех, это про его жизнь рассказывают все. А за жизнью завода проглядывается жизнь и история страны. Вот после войны девчонки пришли устраиваться на завод, а вот уже и "лихие девяностые". И люди живут вместе со своим производством, вместе со своей страной. Радуются, грустят, веселятся и печалятся, совершают трудовые подвиги и просто любят. Любят все: жизнь, людей, свою работу.
Интересный принцип построения романа, хотя и не оригинальной. Каждый рассказ (новелла) от лица нового рассказчика, и не обязательно работника завода, отличен от другого, и манерой, и стилем. Можно ли считать этот роман производственным? Наверное, можно. Но он далек от производственных романов советской литературы, где все было подчинено стремлению к лучшем и светлому будущему. Здесь описание жизни людей, а уж через них и жизни завода. В "Заводе "Свобода" есть влияние вездесущего постмодернизма, есть и гиперреализм, и что-то от исповедальной прозы. Каждый из персонажей-рассказчиков говорит о своем, очень личном, даже сокровенном. Это подкупает. Но вспомнить о чем рассказали эти люди, чем поделились с тобой, что тебе доверили, через некоторое время будет невозможно. Все личные переживания инженеров, директоров, конструкторов, токарей и слесарей растают, смешаются, улетучатся, оставив зыбкую дымку жизни, а на первый план сквозь все эти жизни выйдет поглощающий собой все, подчиняющий себе завод "Свобода" - главный герой её романа.