Больше рецензий

18 сентября 2023 г. 17:49

363

4 А он ли это - луч света в темном царстве?

Каким-то необъяснимо сильным порывом прогрохотало у меня желание окунуться в русскую классику (к которой я не часто прибегала после школы). Прям нутро говорило «это мне нужно прямо сейчас!» и как такой тяге можно противиться?

Из задворок школьных воспоминаний всплыла история про Катерину и неотрывно надвигающуюся грозу. Хоть концовка и общие черты пьесы довольно хорошо помнились, мне все равно захотелось окунуться в эту небольшую драматичную историю.

При упоминании «Грозы» в голове навязчиво вспоминается фраза «луч света в темном царстве» и она неотрывно связана с образом главной героини. Но при повторном прочтении эта характеристика от критика Добролюбова перестала быть близкой.

Итак, что же мы имеем?

Деспотичная возрастная дама Кабанова (она же Кабаниха на местном жаргоне), которую все вокруг не устраивает: то пущай ее слабовольный сынишка непременно женится, то, чтоб жена не была первой в его мыслях, а неизменно она, маменька, чтоб в ножки ей все кланялись (причем в прямом смысле). Заставляет сына Тихона жену держать в страхе (по крайней мере пусть хоть попытается, да побьет ее что ли для проформы), чтоб как все нормальные мужики был. А вот сама Кабаниха как-то не желает этим домостроевским правилам следовать – сама воеводит в доме, да всех душит и давит псевдолюбовью.

Да откуда же Тихону волю-то свою взять, коли любое свободомыслие жестко пресекается мамкой на корню?

Вот в эту токсичную (говоря современным языком) среду попадает тепличная, чувственная и мягкая Катерина. Вспоминая о своем детстве, наша главная героиня говорит, что ничего она и не делала, так, поливала цветочки, да ходила в церковь. Судя по описанию, к будущей жизни и возможным невзгодам ее не приучали, а воспитывали как возвышенную особу. И в один не самый прекрасный день отдали Катерину на растерзание бешеной свекрови.

Молодая Кабанова набожна, старается любить мужа (ну как любит – скорее жалеет), не перечить окружению. Но в своем поведении она далека от последовательности и смирения. Критик Писарев сравнивает ее с «вечным ребенком» - ни твердого характера, ни развитого ума. Чувственно вздрагивает от всего вокруг и в своих мечтаниях хочет летать в небе как птица. В общем, явно не боец с темным царством.

Из всех героев мне больше приглянули два второстепенных персонажа.

Варвара – сестра Тихона и дочка Кабанши. Девушка прагматичная и здравая. Вполне понимая в каком удушающем месте она обитает, научилась сосущестовать с матерью и в то же время жить свою жизнь (да и в целом мать ее не так мучает как Тихона, то ли из-за того, что она девушка, да притом еще и незамужняя, то ли из-за того, что характер виден). Да, она не святая, по ночам бегает на свиданья, смотрит на мир трезво, а как только ее попытались «прижать» - шустро упорхнула в жизнь.

Кулигин – это сильно второстепенный персонаж, появляется как здравое звено мимоходом. Это механик-самоучка, хочет преобразовать мир, поставить в город громоотвод, чтоб бедствий от гроз больше не было. Да темная «старая гвардия» в виде еще одного мерзкого самодура (купец Дикой) кричит, мол от кары небесной что ль отбиваться собрался? Это все за грехи ваши!

Пытается вразумить Тихона жить своей волей (безрезультатно, конечно). Здравый такой персонаж нового строя.

Концовка драматичная (не буду спойлерить какая именно).
Но все же с Добролюбвым не могу согласиться – казалось бы луч света должен преобразовывать темноту вокруг, освещать и улучшать, а здесь, по факту, мы видим лишь некий побег и невозможность бороться с патриархально-старым и нахальным строем.

Хоть произведение коротенькое, а как же интересно его рассматривать с разных сторон.