Больше рецензий

Rishik52

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 сентября 2023 г. 00:13

117

Волшебники - это не люди в мантиях и  с палочками в руках. Ну, по крайней мере не всегда и не только)) Вспомните, когда и где  в повседневной жизни мы нередко  сталкиваемся  с мгновениями истинной магии, завораживающими и в считанные мгновения  переносящими в иные миры? Мгновениями,  способными необъяснимо замедлить дыхание, пустить сердце вскачь, обострить чувства и обнажить сокровенное в душах?
Отвечу на этот вопрос кусочком цитаты одного из лучших  сериалов на земле.
"When people get weepy at movies, it’s because in that dark theatre, the golden pool of magic is touched, just briefly. Then they come out into the hard sun of logic and reason again, and it dries up, and they’re left feeling a little heart sad, and not knowing why."

Конечно же речь о кино. Об этом окне в другие миры. Этом побеге из реальности, где на секунды, минуты и часы возможно все. Кино прекрасно, особенно на большом экране. Это чудо и волшебство. А то, как оно делается,  целая наука. Завесу над ней  и приоткрывает  книга Уолтера Мерча - одного из самых уважаемых режиссеров монтажа и саунд-дизайнеров в истории кинематографа, многократного лауреата премий "Оскар" и "BAFTA". Лично я - существо отсталое - из его фильмов  толком не видела практически ничего, но список картин, над которыми он работал, действительно впечатляет и большая его часть наверняка знакома ценителям и любителям кино.
Книга же Мерча за много лет с момента первой публикации стала культовой, выдержала уже множество переизданий и по праву считается достойным учебником для начинающих свой путь в монтаже. Но и для простых смертных, любопытствующих о закулисье фильммейкинга, этот небольшой томик, написанный простым языком, может быть  очень  интересен и полезен.
Наверное мы, зрители, не очень часто задумываемся, что ради двух часов на экране - того итогового результата, что  мы получаем  и по сути можем выкинуть из головы уже на финальных титрах - кто-то вкладывал всего себя в ежедневный, исчисляемый месяцами, а то и годами труд. Господин Мерч в своей литературной  работе позволит созерцающему  взглянуть на диалог "автор/зритель"  под полярно другим  углом: с точки зрения создающего.
Он расскажет нам, насколько и чем  важна каждая склеечка. Как добиться того, чтобы по завершении монтажа  видеоряд смотрелся естественным. Логичным. Чтобы фильм отзывался и "работал", чтобы он жил. И через что киномонтажер проходит на этом пути.

Это как какой-то тонкий, священный кулинарный процесс, где необходима идеальная выдержка во всем, чтобы не испортить блюдо. Не переборщить, не поскупиться, не передержать.
Здесь обрамить музыкой, там эффектами,  тут решить, что вырезать, а что нет, ловко переключаться между головой и сердцем, раздумывая, какие из твоих кадров и ракурсов выгодны и важны для фильма, а какие с хладнокровием нужно оставить на полу монтажерской комнаты, даже если на их съемку  были убиты многие часы. Можно мотаться по всему миру ради 40 часов материала, из которых в картине окажется лишь 7 минут (реальный случай из практики автора), и при мысли об этом голова может пойти кругом. Но профессионал на то и профессионал, что эта задача для него так же сама собой разумеется, как необходимость дышать.
Еще Мерч порассуждает о бешено  динамичном  развитии сферы кино в сравнении с течением всех областей нашей жизни: если вдуматься, пишет он, кинематограф еше безумно молод - всего-то чуть более века, что есть мизерный отрезок времени для мировой истории; но тем не менее прошел уже через столько этапов и постоянно развивается.
В свете этого мы подумаем, всегда ли эволюция съемочного процесса идет на пользу, или с некоторыми улучшениями и модернизациями что-то наоборот, навсегда теряется. (Например, Мерч ностальгирует о некогда сакральных ритуалах отсмотра материала за день, утратившими свою значимость с момента, когда переход на цифровую съемку стал доминирующим. И, конечно, о плюсах и минусах цифры и ее предшественников мы тоже узнаем достаточно.
В общем, книжка хоть и маленькая, но очень удаленькая. А те, кто видел фильмы, на примере которых Мерч разбирает суть своей профессии, получат двойное удовольствие от этого пропуска в их своеобразное закулисье.
Так что рекомендую. И надеюсь-таки устроить себе ликбез и лично посмотреть хотя бы парочку этих картин. ) картинка Rishik52