Больше рецензий

that_laowai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2014 г. 14:40

481

3

Если вдруг так сложилось, что у вас нет порядка в голове относительно деятельности специалистов по связям с общественностью и маркетологов, книга его наведет. На основе статистических данных они выявляют группы людей, объединенных общими потребностями и интересами. Если эта группа достигает заветного количества человек – о них говорят уже как о микротенденции. Затем в соответствии с этим предлагают им товар. Будь то услуга, гаджет или политик, которого надо продать, другими словами, привести к победе на выборах. Узнавая нужды этих социальных ниш, можно усовершенствовать систему здравоохранения, инфраструктуру, или просто пообещать это сделать в рамках своей политической программы, а можно даже нажиться на ни о чем не подозревающих людях, создав очередную фигню, на которую они могут клюнуть. Короче говоря, информацию они добывают полезную.

К тому времени, как значение тенденции достигает 1 процента, она готова вызвать к жизни успешный фильм, бестселлер или новое политическое движение. Сила индивидуального выбора все чаще воздействует на политику, религию, индустрию развлечений и даже войну. В сегодняшнем массовом обществе требуется, чтобы лишь один процент населения совершил осознанный выбор (лежащий вне русла господствующей тенденции) и возникнет движение, способное изменить мир.

Можно подумать, что с появлением информационных технологий и в результате глобализационных процессов мир становится всё более однородным и выявлять такие массы людей становится всё проще. Как и воздействовать на них. Однако, всё ровным счетом наоборот. Авторы указывают на то, что человечество разъединяется рекордно быстрыми темпами. Этот тезис они и доказывают, демонстрируя выборку из 75 групп, выявленных в США. Среди них экстремальные маятниковые мигранты (привет тем, кто каждый день ездит на работу из Замкадья), новые луддиты, впечатлительные элиты (которые, как выяснилось, глупеют), межрасовые семьи, поздние геи и престарелые геймеры. Авторы дают краткую справку о ситуации в мире, но книга именно о штатах, образ которых он и рисует крупными мазками. Те, кто в них заинтересован как в месте жительства или как во враге, которого надо знать в лицо, будут удовлетворены. Впрочем, воспользовавшись легким движением извилин, можно провести параллели с собственной страной проживания. Смириться же с градусом авторского патриотизма сложнее:

Они признак того, что творческий дух страны ещё жив и горит неугасаемым огнем и Америка хранит верность инновациям в присущей ей неповторимой манере.
Америка идет правильным путем в то время, когда очень многое кажется неправильным.

От умиления просто слёзы на глаза наворачиваются. Хотя без юмора и самоиронии, к счастью, не обошлось. Но главная проблема этой книги и ей подобным в том, что они быстро устаревают. Наверное, скоро их вообще будут издавать только в электронном варианте. Авторы иллюстрируют выдвинутый тезис статистическими данными десятилетней давности. Работу могло бы спасти, например, большее количество информации непосредственно о том, как эти группы выявлять, или прогнозы, рассчитанные на более отдаленное будущее. Сейчас же хочется данных без душка, более близких к настоящему. С другой стороны, именно теперь можно сверить, насколько адекватными оказались их предсказания и повлекли ли они за собой большие перемены, обещанные в заголовке. В отношении некоторых определенно можно утвердительно кивать.

Автор не пускается в научные дебри, язык прост и доступен, но при чтении возникает перегруз данными. Каждая глава включает расшифровку статистических данных, которых при всём желании не запомнить, и прогнозов, имеющих отношение к одной микротенденции. Главы абсолютно одинаковы по структуре. Эффект такой, словно читаешь подборку однообразных статей. Это быстро утомляет. Хорошо было бы разбавить параграфы большим количеством рассказов о том, как автор использовал полученные данные на практике. Он касается этого вскользь, а ведь Пенну есть что рассказать – он работал на чету Клинтон и Тони Блэра. Это, к слову, объясняет, почему авторы делают акцент именно на важности микротенденций для политической жизни и бизнесменов, хотя потенциал у темы гораздо шире.

На каждую тенденцию найдётся своя контртенденция, поэтому верится с трудом, а каждая ли из них так уж важна. Сам Пенн пишет, на каждую попытку модернизации люди отвечают стремлением придерживаться старых ценностей. Впрочем, он их и не уравнивает. Во время чтения невольно задумываешься, к каким нишам принадлежишь сам, люди тебя окружающие и товарищи по интересам из Интернет - сообществ. Осталось только их зафиксировать и использовать по назначению. Ну или просто не попадаться на уже расставленные кем-то крючки. Можете быть уверены – вашу индивидуальность уже учли, ведь именно она и определяет нынешнюю экономику Старбакс, пришедшую на смену поточному производству Форда.