Больше рецензий

Esdra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2023 г. 22:11

467

5 Спойлер Возвращение блудного Подростка

"Подросток" - четвертый роман в Великом Пятикнижии писателя, который он написал в 1874 - 1875 годах. Последняя ступень к главному роману Достоевского «Братья Карамазовы». Здесь, в этом постоянно находящемся в тени других романов тексте, писатель формулирует самые главные идеи, которые потом отразятся в его истории семейства Карамазовых.

Главный герой романа, девятнадцатилетний подросток Аркадий Макарович Долгорукий, незаконорожденный сын дворянина Андрея Петровича Версилова. В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках. Вообще время, как и подробности и речь героев, играет огромную роль в романе. События каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время. Он постоянно играет с формой трагедии, для чего оставляет отсылки к классическим текстам.

В предисловии к первой части есть отсылка к «Поэтике» Аристотеля. Аристотель считал, что цель трагедии – изобразить какое-то действие, а не качества, между тем как характеры как раз и говорят о качествах. Аркадий говорит в предисловии: «Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего». Во второй и третьей части Достоевский помещает отсылки к трагедиям Шекспира «Отелло» и Гёте «Фауст». Сам Достоевский называл античную трагедию богослужением, трагедию Шекспира отчаянием, а трагедию Гёте – жертвой жизни.

Главная идея романа, как и всего Пятикнижия – показать главную проблему не просто отдельного человека, или русского человека, а всего человечества. Эта проблема –потеря общности, духовной связи людей друг с другом и Богом. Духовное сиротство Достоевский показывает через потерю отца – нет отца у Раскольникова, Ставрогина и даже Мышкина. А Аркадий носит фамилию и отчество не своего родного отца. А фамилия и отчество (речение и Наречение для Достоевского всегда связаны с единством или разъединением, потерей общности).

Роман состоит из трёх частей. В первой части Аркадий Долгорукий, только что окончивший гимназию, приезжает в Петербург по просьбе Версилова. Он – носитель идеи, подобной идее Раскольникова, называя её «ротшильдовой». Идея накопительства, которая дарует «независимость», то есть одиночество, «самостоятельность», говорит о том, что переживает герой. Главная идея Аркадия Долгорукова – «жить из себя». Он не хочет зависеть от какой-либо силы, но при этом постоянно ощущает двойственность своего состояния, иррациональные влияния (Достоевский передает это через противоречия в речи героя). При этом он хочет жить прагматично, «математически», достгая своей цели как монах и одержимый.

Именно поэтому Аркадий постоянно испытывает влияние рока, фатума, судьбы («роковой год», «минута для меня роковоя», «судьба моя злая»). Аркадий постоянно находится в расколотом состоянии: «На душе моей было очень смутно, а целого не было». В этом природа блудного сына Аркадия Долгорукого (Версилов является таким же блудным сыном, он увлекается богоискательством и ведет себя непредсказуемо, словно бы отражаясь в сыне).

Во второй части Аркадий уклоняется от своей идеи, проходит испытание роскошью, игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Идея стать миллионером для Аркадия важна, как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение. Не зря во второй части развиваются и три любовные интриги (следуя законам классической трагедии и доводя повествование до кульминации) - Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский. Вообще Катерина Ахмакова очень сильный женский характер, который противостоит Версилову и Аркадию.

Третья часть – заключение притчи о блудном сыне. Она о том, как заблудшая душа Аркадия делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед главным героем два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром Долгоруким, стремящимся к божественной красоте. В этой части Аркадий постепенно приходит к покаянию и завершает свою исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом Аркадия. Так он взрослеет.

И тут становится ясно, что все это время, при всем своем горделивом желании, Аркадий не находился в одиночестве. Над ним был Бог, соединение с которым должно привести и к единению с другими людьми (что, в итоге, и получается у Аркадия). Самоубийство Крафта показывает ему к чему приводят безумные «идеи»: «Крафт застрелился - из-за идеи, из-за Гекубы…».

В третьей части Аркадий отрывается от языческого рока и фатума и прозревает во всем Божий промысел: «Но нас всех хранил Бог и уберег, когда все уже висело на ниточке». Это уже не давление злого рока, а взаимодействие человеческой воли и Божьей воли. Интересно, что истину в романе всегда символизирует свет. Это проявляется в воспоминаниях Аркадия о первом Причастии, он видит, как из кона в окно через купол пролетает голубь – символ Духа Святого.

Концовка романа открыта. Аркадий перестал быть подростком, теперь перед ним встает выбор – следование за Христом или влияние отца, от которого он тоже видит свет иного рода. Не зря он размышляет о старой и новой жизни: «Старая жизнь отошла совсем, а новая едва начинается». Впервые Достоевский так ясно и точно показывает путь перехода от духовного младенца к взрослому человеку, мужу возраста Христова, полноте Христа.

Мне роман дался нелегко. Иногда было сложно продираться через спутанность и двойственность сознания Аркадия, его метания к мучительным метаморфозам. Но третья часть, давшаяся вначале тоже непросто, привела к желаемому катарсису, и я не ожидал настолько светлой концовки романа. У Достоевского свет часто пронизывает тьму человеческую, это тяжело, но очень важно пережить. А тут света было столько, что последние страницы я специально читал очень медленно и размеренно. И я еще раз убедился в том, что Достоевский мой любимый писатель и понял почему – вот за эти прозрения, которые ты получаешь в процессе чтения.