Больше рецензий

26 августа 2023 г. 11:44

573

4 Не хотите ли в Сценарий записаться?

Аннотация громко провозглашает, мол бла бла в этом романе Митчелл продолжает тему, поднятую в «Облачном атласе» и «Голодном доме», однако я этих книг не читала, и для меня все это пустой звук. Опять аннотации для посвященных, ну вот и приехали. Снова все сами, да сами.

Только вот и утверждать, что я совсем не знакома с творчеством Митчелла будет гнусной клеветой. Правда я то до этого читала лишь две книги, которые были чуть более прямолинейны и сюжетны, чем сие полотно (и подозреваю две упомянутые выше тоже), а сюда я приковыляла по тропинкам кочующих героев прямиком из них. И к слову герои-путешественники – это всегда приятно и увлекательно, только, если у тебя голова словно решето как у вашей покорной слуги, то без подсказок и ста грамм не разобраться. В этом же романе писатель успешно водит нас от персонажа к персонажу чрез пространство и время, крутясь в то же время вокруг да около. При чем сюжеты и темы, затронутые в каждой из частей, чуть ли не заслуживают каждая отдельной книги. Во всяком случае такие пишут (хотя о чем не пишут, скажите мне?).

А потому сначала мы погрузимся в старую как мир историю сбежавшего пятнадцатилетнего подростка, осознающего, что в целом ее жизнь то и не так и плоха была, чтобы сбегать. Подростка с печально закончившейся первой любовью и обожемой наругавшейся мамой. Где на каждый всхлип героини с высоты своей двадцатишестилетний жизни то и дело советуешь девушке расслабиться и забить, ибо, рыба моя, все пройдет и это тоже, а с другой ностальгически подхихикиваешь над ее продумываниями, кто в семье сейчас, что делает и через сколько дней можно уже вернуться, чтобы мама поняла, какая ты вся такая взрослая и независимая уже. Потому что такая жиза, что жизовей сложно.

Продолжим мы в кругу около двадцатилетних представителей племени студент-интеллигент. Где наш главный герой – особо ушлый его подвид, получивший возможность поиграть в Фауста. При чем тут я себя ощутила будто в одной из книг Пелевина (внезапно), потому как персонажи общаются так, словно давно уже познали всю эту жизнь и ее окрестности заодно, а главному герою предлагают получить великую силу и бессмертие. Однако, если у Пелевина вся эта риторика персонажей скорее продукт великого воображения писателя, тут это результат образования героев. Жаль только непонятно, где такое образование выдают, я бы с радостью приобщилась. Да и нашему Хьюго таки дают выбор, в то время, как героев Виктора Олеговича обычно просто ставят в известность. Хотя вот это уже называется культурными особенностями и к делу относится мало.

В стадию 35+/- лет мы попадем в шкуре военного корреспондента, находящегося физически с женой и дочкой на свадьбе у сестры первой, но мысленно в Ираке. И таки это была самая тягомотно-тягучая, но в то же время самая захватывающая дух часть so far. Потому что про войны я прекрасно начиталась в школьные годы, мне хватит. А еще потому что постоянно возникало чувство вины за то, что я почему-то родилась в каком-то другом месте, и у меня есть электричество, вода, образование, да еще и макбук в цвете розовое золото в придачу, а у них там только землица, да осколочный от взрыва в глаз. Collateral damage все дела. А еще злость. Злость потому что, ну зачем ты, автор, на меня все это выплескиваешь? Что я, обычный Ваня из мухожопинска сделаю с этим всем? И как будто бы сейчас и ничего, но вот прочитает один Ваня, прочитают Джон и Серхио, Тамара, Эйлин, Кэролайн, а за ними еще тысячи других, и может быть, ну может быть потом что-то и изменится. Хотелось бы верить.

К среднему возрасту подбираемся в компании мерзотненького такого писателя, просиживающего в кризисе. Новая книга плохо продается, жена, гадина такая, хочет развода, а вокруг сплошные молодые таланты (хотя я как-то в одной статье наткнулась на фразу «начинающая 80-ти летняя писательница», после которой думаешь, что ничто и никогда не поздно). В 2015 его рот и мысли полны довольно едкими, но весьма бессмысленными ремарками по теме и без, что в целом постоянно хочется куда-нибудь выйти и не находиться с ним рядом, не то что в его голове. И если б мне кто после первых десятков страниц сказал, что с ним в итоге станется, то я бы только пожелала в добрый путь дорогу и махнула ручкой. Вот только к 2020 наш господин берет и видоизменяется, не святым конечно делается, но слушать его становится приятнее и удивительнее. Не ясно только откуда таким метаморфозам взяться? То ли совесть за проделки с порошками и хоть и противными, но не до такой же степени, критиками, заела, то ли дружба с нашей красной нитью и ее семьей сделали свое дело, то ли старость, братан, подбирается, но было даже грустно, что ли.

Сложно предположить много ли в этой части было от самого Митчелла, все таки писатель пишет про писателя. Однако, эта часть порой была наполнена таким брюзжанием, что я готова поверить, что она на все сто процентов выплеснулась прямиком из сердечка. Вот уж что точно он знает не понаслышке так это постоянные попытки ухватить фантомные идеи нового романа, стоит лишь получить какие-то новые впечатления. Услышал голоса рабов-переселенцев на островке где-то близ Австралии. Вот оно! Помучился джетлагом, сидя в баре на непозволительной высоте и глядя на огни Шанхая. Какая Австралия? Что я знаю об истории вообще? Вот завязка сюжета! Попутешествовал по вулканически-пустнынным землям Исландии. Как я вообще мог думать, что смогу написать что-то дельное о Китае, побыв там два дня? Глупости. И далее, и далее, и далее. И пусть мои потуги недоступны массам (если не считать массой саму меня, что иногда допустим правда) и в целом скорее что-то из психиатрической практики, но с этим даже я знакома. Понасмехалась вволю. Над собой, естественно, я же не этот вот.

А дальше? А дальше мы до таких дат с вами еще не дожили, и скажу лишь, что простая проза жизни (пусть порой и приправленная паронормальщиной) сменяется то фэнтези, то постапокалипсисом. А вместе со всем этим есть еще хорологи и анахореты, которые постоянно ингрессируют, эгрессируют, создают хиатусы, именуют себя атемпоралами (для описания чего вполне успешно всегда применялось слово бессмертный, но допустим), а одно из тайных обществ зовется – Часовня Мрака, созданная Слепым Катаром из монастыря Святого Фомы на Зидельхорнском перевале. Ну и ведут меж собой извечную войну плохих и хороших ребят. И все это описано таким замудреным образом, что разобраться во всех правилах местных игр буквально невозможно, даже если хочется.

Хорошая новость в том, что это все неважно, и эта война добра и зла, вечная жизнь и прочие приключения, безусловно выходящие на первые планы в других историях, тут словно проходят по касательной. Как будто говоря нам, что даже если ты невообразимо важный непосредственный участник событий, 95 процентов своей жизни все равно как и все прочие смертные будешь смиренно размышлять, что сегодня съесть на ужин и не пора ли купить новое пальтишко. А если все пойдет так, как напророчил нам Митчелл, то и не нужон нам этот ваш договор на бессмертие и super powers вовсе.

И вообще мы то с вами играли в plague.inc и знаем, где надо быть, когда разражаются болезни, эпидемии и прочая страшная смута, а это самое главное. Да, Митч? Но до такого конечно же лучше не доводить.