Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2023 г. 22:21

402

3.5

картинка Inku

Но понадобилось еще очень много времени, чтобы в воображении людей и в их повседневной жизни вода стала синей, а синева – холодной. Холодной, как наши современные западные общества, для которых синий – и эмблема, и символ, и самый любимый цвет.

Уже не помню, откуда я заранее знала, что Пастуро – медиевист французской школы, но это знание определенно помогло оценить книгу адекватно. Несмотря на «всеобъемлющее» название, она о семантике цвета в западной цивилизации par excellence (и с Францией в центре мира). В данном случае речь идет о синем цвете, но, так сказать, в контексте – что неудивительно: любой, кто прочитал хотя бы пару популярных книжек о живописи, знает об эффекте соседства цветов на холсте, что уж говорить о вещах более глобальных. Поэтому, кроме синего, здесь будет как минимум белый, черный и красный.

Начинается все с известной байки о древних греках, у которых якобы были проблемы с цветовосприятием (гомеровские винноцветное море и зеленый мед, кстати, хорошо разобраны у Дойчера ), после чего, ненадолго забежав к кельтам и германцам, которые мазались синей краской (знаю, что анахронизм, но Мел Гибсон – в сердце моем), мы оказываемся в средневековой Франции, с культом Богородицы и королевскими лилиями на лазурном фоне, дальше – Великая французская революция, твои мундиры голубые, потом темно-синий офисный костюм как символ респектабельности и наконец джинсы как символ всего остального. Странно, но royal blue и тем более королева Шарлотта не упомянуты даже мимоходом, хотя казалось бы. И про голубую кровь ничегошеньки. А вот Вермеер все-таки есть, так что оформление обложки неслучайно.

Как понятно из предыдущего абзаца, речь в книге идет об «антропологическом» и где-то даже «социологическом» синем, любителям искусства здесь ловить почти нечего. Много о происхождении разных пигментов, еще больше – о средневековых гильдиях красильщиков и ткачей (см. ремарку «медиевист французской школы» выше), конспективно о психологии восприятия. Чтение легкое, неутомительное, забавные фактики почти на каждой странице, а оглядываясь назад, понимаешь, как ловко автор подводит читателя к мысли, что все наши цветовые ассоциации – чисто социально-культурный конструкт. Как после этого воспринимать рассуждения о том, что выбор цветов в одежде отражает черты характера, и тем более проходить тест Люшера, даже и не знаю.

Заключение меня покорило. Автор утверждает, что в наши дни синий – самый популярный цвет, однако:

не следует думать, будто причина всеобщего увлечения синим – в необычайно мощной символической нагрузке, которую он несет в себе. Напротив, создается впечатление, что синий любят именно за его «размытое» символическое значение, менее отчетливое, чем у других цветов, таких как красный, зеленый, белый или черный. Это подтверждается данными социологических обследований: когда их участников спрашивают, какой цвет они считают самым неприятным, ответ «синий» звучит реже всего. Этот цвет не отталкивает, не возмущает, не шокирует. Потому-то он и стал любимым цветом у большей части населения, что его символический потенциал относительно невысок или, во всяком случае, не несет в себе заряд агрессивности или бунта. Ведь в конечном счете, называя нашим любимым цветом синий, что мы сообщаем о себе? Ничего, или почти ничего. Это так банально, так пресно. А вот если сказать, что ваш любимый цвет – черный, красный или даже зеленый…

После такого пассажа стыдно признаваться, но мой любимый цвет действительно синий.

Комментарии


Увидел у вас ссылку на Дойчера и почти немедленно купил. Спасибо, давно не было такого чистого интеллектуального удовольствия.


Да, он классный ))