Больше рецензий

22 августа 2023 г. 15:56

451

4 Спойлер "Коротко" об основном

— Что-то с тобой не так, Этьен.©

— Например, всё, — добавляла я в начале книги, ибо оно далось мне трудно. Велеречивость и вычурность слога первых глав просто заставляли продираться через текст. Чтобы было понятнее: в первый раз я открыла книгу, прочла пару абзацев, закрыла книгу. Во второй подход, случившийся через день, пришлось перечитывать всё заново. И если было сложно мне, обычно нормально воспринимающей подобные стили, то даже боюсь представить, как тяжело преодолевать этот текст другим.

Но ко второй части первой главы (по содержанию это "Глава 1. 2") мозг услужливо напомнил мне, что это произведение позиционирует себя как дневник главного действующего лица, так что стилистику я списала на возраст и особенности жития героя. А именно, что изначально мы встречаем болезненного шестнадцатилетнего юношу, который представляет собой наивного истерика, живущего во Франции восемнадцатого века и романтизирующего всё. Особенно смерть. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И именно это нетипичное  ̶(̶к̶о̶г̶д̶а̶-̶н̶и̶б̶у̶д̶ь̶ ̶м̶е̶н̶я̶ ̶п̶е̶р̶е̶с̶т̶а̶н̶е̶т̶ ̶п̶е̶р̶е̶д̶ё̶р̶г̶и̶в̶а̶т̶ь̶ ̶о̶т̶ ̶э̶т̶о̶г̶о̶ ̶с̶л̶о̶в̶а̶)̶ создание далее занимается поисками приключений на свою жопу, если не сказать, что способов самоликвидироваться. Первое время он даже вполне успешен в обоих направлениях, т.к. меньше чем за пару дней умудряется заработать нехилый травмирующий опыт из-за собственной гордости и отсутствия здравого смысла.

Именно с этого момента можно считать, что начинается та история, что мне неоспоримо нравится. Данный "дневник" наполнен мыслями, чувствами, переживаниями и мировоззрением героя. Мы погружаемся в мир Этьена Готье.

"Есть адекватные персонажи, а есть... ну... Этьен" © Из разговоров с Лисой

На протяжении всего повествования мы наблюдаем как он из хрупкого эгоистичного юноши, одержимого своими демонами и лелеющего свои прихоти, превращается в взрослого, ответственного мужчину, который наделён разнообразными по своей полярности качествами:
— он трудоголик, увлечённый своим делом, направленным на благо, и делает его хорошо;
— он целеустремлён и умён, наблюдателен, расчетлив, а также довольно хитёр;
— он заботлив, щедр, довольно религиозен, не смотря на то, что увлечён наукой, анатомией, алхимией;
— он страстен в своих желаниях, да и в целом, страстен;
— он труслив, коварен, жесток, жалок, несколько менее, но всё же эгоистичен;
— он обладает покорёженной психикой и восприятием, сломанное создание в теле взрослого;
— он готов нести ответственность за свои поступки;
— он занимается самоуничижением, рефлексией, анализом своих и чужих действий.

Это взросление, а также изменение взглядов, сознания и самосознания нам представлено чредой быстро сменяющих друг друга событий, благо формат выжимок из дневника позволяет прожить около пятнадцати очень насыщенных лет жизни за три сотни страниц.

Конечно, говоря об этой книге, нельзя не сказать и о Звере. Зверях, если быть точнее.

Зверь есть зверь.


Это — самая повторяемая в книге фраза, которая использовалась как по прямому смыслу, так и метафорически.

На самом деле, мне очень импонирует рассказанная автором теория появления Жеводанского зверя, потому как она вполне логична, обоснована и убирает флёр мистификации. (Хоть мне и ближе к истине всегда казалась теория с гибридизацией кошачьих, но эта интерпретация тоже вполне заслуживает внимания). Но тут к логике не подкопаться, тк объяснили буквально всё от особенностей поведения и нападения Зверя до его исчезновений.

Также очень органично и аккуратно вплетены в авторскую задумку реальные исторические личности, места и события. Ты просто теряешь ту самую грань вымысла. За это ещё одно: Браво!

Но я бы отдельно хотела ещё отметить второстепенных персонажей, которые невероятно реалистичны, адекватны и вызывают восхищение. Особенно хочу выделить трёх своих любимчиков: мистический пройдоха Жан, решительная, впечатляющая, да и просто огненная Сара, бесстрашный и пылкий Франсуа. Каждый из них внёс ключевую лепту в повествование, каждый из них занял отдельное место не только в сердечке у Этьена, но и в моём. И не смотря на то, что ряд героев имеет свои реальные прообразы, даже частично Этьен, если я поняла правильно, то получились они всё равно очень самобытными и натуральными.

Атмосфера, нагнетаемая автором, умело цепляет тебя за живое, будоражит,  пугает и интригует одновременно. А открытый финал вызывает не только вопросы, но и даёт пищу для размышлений.

Неоспоримым минусом всея произведения для меня стали речевые конструкции, несовместимые с жизнью. И если начало ими довольно богато (по цвету глаз можно понять степень усталости, боязнь навернуть свою шею, суетливо семенящие походки), то по мере развития истории их количество уменьшается, но не эпичность. "Имевший больше всех из нас сношений с душевнобольными прихожанами госпиталя" доктор Питер Янсен шлёт привет редактору, проморгавшему сей казус, но зато буквально к следующему предложению сделавшему сноску. Личное мнение, что и к этой двусмысленности стоило бы дать пояснение, ибо в наше время первое значение (установка связей/вступление в общение с целью разрешить вопрос) почти полностью перестало употребляться в обиходе, зато второе (половой акт) наоборот прошло популяризацию, и очень неловко выйдет, если прочитать в таком ключе, как собственно я и сделала. Раза три, пока не вспомнила. Ну и в целом надеюсь, что пока я читала, то правщикам и редакторам эпично икалось.

Резюме: Прекрасная предыстория, обосновывающая появление и разоблачающая одну из самых загадочных и мрачных легенд на страницах Французской истории. Но постоянные спотыкания в тексте несомненно оставят после себя осадочек.

Отзыв с фото в тг

Тг

Комментарии


Я в замешательстве.Мне не дают покоя строки в конце книги,в которых Этьен размышлял про своего отца.Я не уверена,что вообще поняла на что намекает автор.Как на ваш взгляд,что этим хотел сказать писатель?