Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

20 августа 2023 г. 15:36

402

5 Трудно быть героем

На четвертый раз Хироси Сакурадзака попал в самые болевые точки. Возможно, сменилась эпоха. Или виной тому замечательный, по-настоящему профессиональный перевод с японского А. Соловьева, где простота слога, жесткий ритм с обсценной лексикой моделирует предельно динамичную, ясную и не одноклеточную среду. Ранобэ «All You Need I Kill» обладает специфическими чертами формата, но заметно выделяется на фоне мейнстрима.

В основе мифологическая схема о становлении героя. Новобранец Кэйдзи Кирия в первой главе ленив, труслив, но обладает бешеным темпераментом и упрямством. И это превращает вчерашнего мальчишку в Killer Cage, безжалостно сражающегося на беспросветной войне. И антимилитаристкие высказывания Кирии не перечеркиваются. Цель любой войны – выживание и победа, что не делают саму войну более осмысленной и оправданной. В восприятии кровавая действительность ретушируется спасительной риторикой о героизме. И в этом тонкость ранобэ, несмотря жанровую условность, свернутость мотивировок персонажей и шаблонную логику.

Писатель показывает все крайности войны, достигая эпического размаха. Мгновенно включая читателя в действие, Хироси Сакурадзака постепенно раскрывает устройство мира будущего в жанре меха. Землю пытаются колонизировать обитатели далекого мира из созвездия Рака с помощью живых машин. Для землян мимики – разумные, но лишенные гуманистических представлений существа. Есть даже фанатики, которые призывают остановить боевые действия несмотря на то, что враг уничтожает все, включая экосистему планеты, не пригодную для будущих хозяев из космоса.

Текст выглядит как панно с ограниченными полями, но со множеством деталей. Жестокие жертвы среди гражданских – старик и девочка. Недальновидное и высокомерное армейское начальство. Бесхитростные любовные линии. Казарменный быт, вызывающий живой отклик милыми дружескими сценами, драками задир, несправедливостями и суровой мудростью ветеранов. Несколько штрихов биографии напарницы по сюжету Кирии – Риты Вратаски, и перед читателем масштабная картина погибающей прежней жизни, психологическая травма, сделавшая маленькую девочку беспощадной и непобедимой убийцей, но не уничтожила в ней человечность, детское восприятие мира. Мастерские детали к фигуркам эпизодических персонажей – и вот уже ни одной проходной смерти, а на выживших читатель сморит закалившимся взглядом бойца, сдерживая внутренние слезы облегчения.

All You Need Is Kill - À la guerre comme à la guerre – звучит безжалостная истина. А внутри брутального текста прячется мякоть не оформившихся чувств, блестящая находка Сакурадзаки. Автор не делает Кирию и Риту ни друзьями, ни любовниками. Это два одиночества, застрявшие не столько во временной петле, сколько в паутине невольного долга героя, взятого на себя посреди кровавого угара. Обязанность быть героем существует как некий вечный мировой артефакт, переходящий к тому, готов им воспользоваться. Чем должен обладать носитель титула? Ни физической силой, ни умом, ни высокими моральными принципами… Только решимость принять вызов. И судьба становится к таким обреченным благосклонна. Писатель выводит относительно оптимистичный, обнадеживающий финал. Но он обманчив. Достаточно посмотреть на мрачные иллюстрации Ёситоси Абэ. Всего лишь несколько портретов центральных персонажей, даже не слишком детализированных. Грязноватый колорит, усталость и страдание на лицах, удручающая зыбь подземного мира, хотя в самом ранобэ есть много красок, летней жары, запахов. Абэ отчасти обращается к авторским установкам и сводит Кирию и Риту на фоне меркнущего неба. Но ржавая решетка, пыльные облака и суровые лица персонажей царапают душу.

Емкое использование жанровых и стилевых приемов делает чтение усваиваемым, комфортным, хотя Сакурдзака использует различную оптику – от первого лица, потому возникает сторонний повествователь. И в этой открытой, доверительной конструкции частное, интимное соседствует с размышлениями планетарного, исторического масштаба, достигая мифологического обобщения.