Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2014 г. 16:11

102

5

Третий том прекрасного собрания сочинений Борхеса включает в себя четыре поэтических сборника, два сборника новелл, одно занятное собрание предисловий, написанных Борхесом к всевозможным чужим книгам, великолепную "Книгу вымышленных существ", пять очень любопытных эссе на разные темы, плюс бонус - автобиографические заметки и кое-какие мелочи. Уже по одному этому можно судить, насколько разносторонний материал предлагает книга.

Для меня главной жемчужиной, разумеется, стала "Книга вымышленных существ" - меня давно занимают сверхъестественные твари самых разных мастей, в моей библиотеке есть прекрасная энциклопедия на эту тему, а также "Фантастический бестиарий" Кира Булычева. Я просто не могла не влюбиться в замечательный труд Борхеса, объединивший столько сумасбродных фантазий человечества. Разумеется, у такого писателя не могло обойтись без подвоха - хотя все статьи этой маленькой энциклопедии замечательно интересны и могут считаться настоящей художественной прозой, и хотя автор постоянно ссылается на источники, доверять ему особенно не следует. Местами он мистифицирует, кое-где - впадает в откровенную иронию, и во всё вкладывает дополнительные смыслы. Об этом замечательно сказано во вступительной статье Б. Дубина, переводчика, советую прочитать.

Пожалуй, больше других меня впечатлило эссе "Зеркальные существа" (а я знала, я знала, что от зеркал нельзя ждать ничего хорошего!) - на двух страницах Борхес создаёт жутковатую фантастическую картину, с целым проклятым миром, находящимся по ту сторону зеркал и ждущем своего часа. Первой, утверждает писатель, мы увидим Рыбу - тонкую полоску в зеркалах, цвет которой не будет похож ни на один известный нам, а вслед за этим... Ладно, не буду портить вам удовольствие, только скажу, что эта деталь, упоминание Рыбы, врезается в память и делает весь рассказ не просто живым, но ужасающе реалистичным.

"Книгу вымышленных существ" можно считать манифестом чистого искусства (немножко пафосно, конечно). Эти рассказы не несут никакой морали, никаких аллегорий в них нет, даже каких-нибудь высоких идей. Просто любование хрупкими вымыслами, просто утверждение их самобытной ценности.

"Сообщение Броуди" - это сборник реалистических и очень жестоких новелл. Из них самая сильная, на мой взгляд - "Евангелие от Марка", потому что в ней смешивается скука ничем не примечательных будней с шокирующим безумием, и всё это на фоне мирного современного быта. Впрочем, сам Борхес особо выделял другой рассказ, "Непрошеная" - о двух братьях, которые не смогли поделить любимую женщину (а на самом деле, оказались неспособны взаимодействовать с другим человеком). Как бы то ни было, все истории из этого сборника пахнут кровью и агрессией. Нетипично для Борхеса.

"Книга Песка", напротив, проникнута печалью и одиночеством. Песок - самая очевидная метафора времени, этот намёк пропустить трудно. Так или иначе, о невозвратимом времени - все эти истории. Здесь появляется бесконечная книга, один из самых любимых образов писателя - у неё нет ни первой, ни последней страницы; читать её можно бесконечно, и власть её над человеком практически безгранична. Главный герой даже не может сжечь свою страшную находку - вдруг бесконечная книга будет вечно гореть и задушит дымом всю планету?.. В этом же сборнике встретится английский дровосек, который живёт посреди леса и думает, что больше ничего не существует в мире; будет и всемирный Конгресс, в который входит всё человечество. Угнаться за фантазией Борхеса не так-то просто, но стержень у всех его выдумок схожий, обозначенный ещё в самом начале творчества - зеркала, лабиринты, сны и двойники, время и вечность.

Что касается сборника "Предисловия" (очень необычный сборник, надо заметить, но не для Борхеса), тут автор ведёт себя как очень чуткий и вдумчивый читатель. Только Борхес смог сломить моё предубеждение против детективов, он реабилитировал этот жанр в моих глазах; любая книга, которую он рассматривает, сразу начинает казаться волнующей и интересной. Это умение заразить своей любовью - признак мастера своего дела. Я вообще легко поддаюсь таким влияниям - думаю, я могла бы полюбить даже пауков, если бы мне встретился настоящий арахнофил и посвятил меня во все тонкости обожания этих созданий. Наверное, понять - это уже половина от полюбить. Самое шикарное эссе - про Маседонио Фернандеса, очень-очень рекомендую.

Одно эссе из "Думая вслух" едва не сделало меня религиозным человеком - Борхес познакомил меня со Сведенборгом и его удивительным учением. Я не могу верить в это учение, но оно мне очень нравится (обязательно ознакомлюсь с трудами этого визионера). Начитанность и эрудированность Борхеса - просто нечто! Мне есть, к чему стремиться.

В целом: прекрасная книга, хотя второй том я люблю больше. Пять с плюсом, особенно за "Книгу вымышленных существ"! И конечно, нельзя не отметить чудесное оформление всей серии.

О стихах


Что касается поэтических сборников, одно из стихотворений тронуло меня до слёз - то, где Борхес пишет о своей умершей матери:

Сын, книгочей с бесцветною судьбою,
На склоне жизни ставший сиротой,
Пытается бороться с пустотой.
(Здесь двое были, и сегодня двое:
Он с памятью.) Раздавленный своей
Тоскою, он упрямо ищет всюду
Её умолкший голос, веря в чудо,
Которое окажется щедрей,
Чем смерть. В уме всплывают то и дело
Избитые святые пустяки -
Неисследимые материки
Погибельного нашего удела.
Кто б ни был Он, прошу я у Творца
Не утешенья, а её лица.


А ещё Борхес разделяет моё мнение по поводу перечитывания книг: "Я всегда старался больше перечитывать, чем читать. Мне кажется, перечитывать важнее", потому что "газеты читают, чтобы забыть, а книги - чтобы помнить".

Нет никаких сомнений, что этого автора я буду перечитывать ещё много раз.