Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

24 апреля 2014 г. 15:43

549

4.5

Подготовительная тетрадь
После прочтения первого романа осталось странное двоякое чувство. От самих описываемых событий, от сути этой «вводной темы», из-за которой разгорелся весь книжный сыр-бор, осталось какое-то внятное и вязкое ощущение замшелой советскости и вообще повеяло духом советского производственного романа. Вот если смотрели фильм «Премия», то сразу можно понять, что я имею ввиду. Потому что перед нами встаёт во весь свой гигантский рост советская социально-производственная Проблема. Когда социалистические производственные отношения в реальной жизни совсем не совпадают с тем учебно-теоретическим идеалом, который воспевается в учебниках тех времён. И когда в жизнь приходит ловкий и добычливо-удачливый прагматик, «доставала и толкач» Свечкин, то он относительно легко и успешно начинает поднимать вверенные ему производства и отрасли — используя для этого систему связей с «нужными и полезными» людьми.
Но фишка в том и состоит, что Киреев умудряется так повернуть всю эту книжную производственную кухню-фабрику, что и оценки нашим героям невозможно разложить по полочкам «хороший-плохой», да и вообще система оценок с полярными значениями оказывается напрочь непригодной, а альтернативой остаются только варианты личных выборов и предпочтений самих читателей — Киреев как бы незримо обращается к читателям с тем же вопросом, с которым со сцены обращался в зрительный зал герой спектакля «Протокол одного заседания» (по мотивам которого был снят фильм). С вопросом, на который ни автор спектакля, ни Руслан Киреев, да и никто из нас, живущих уже спустя треть столетия, не сможет дать однозначного и окончательного ответа…

Апология
Этот роман как по форме, так и по манере изложения уже сильно отличался от предыдущего. Как будто мы присутствовали на этюдах во время работы мощного мастеровитого художника-реалиста. Мазок за мазком и штрих за штрихом добавляет автор к набросанной вначале картине бытия, и с каждым новым движением художественной кисти картина неуловимо меняется, становясь то чуть более оптимистичной, а то обретая осенние и зимние томительные и щемящие мотивы и оттенки. Основным мотивом этого романа стали личные романтические отношения местного городского фотохудожника и по совместительству пляжного фотографа (в курортный сезон) Мальгинова. Вязь событий, погружения во внутренний мир героя, это постоянное ощущение присутствия на суде по поводу трагических событий, «косвенно» касающихся нашего ГГ — вся эта ткань пёстрой и мозаичной картины динамично меняется по мере чтения, так же, как непрерывно меняются под рукой творца картины, создаваемые струйкой песка на подсвеченном стеклянном листе — меняются рукотворные текучие формы, меняются переходящие и буквально скользящие смыслы и их оттенки, меняются настроения и состояния — и над всем этим дрожит глубоко проникающий в душу звук армянского дудука…

Победитель
Новый роман и другие герои. Тут конфликт больше замешан на отношениях внутри семьи. Жёсткая и несгибаемая партийка и директор — мать, бывший актёр и диктор ТВ, постоянной декламирующий стихи и «играющий роли» — отец, порвавший отношения с матерью не особо удачливый художник местного значения — старший сын, и младший, 27-летний научный работник-экономист и по совместительству преподаватель ВУЗа. Явным, обозначенным ГГ является как раз младший, внешне успешный и состоявшийся. Но не всё так просто в этом лучшем из миров. И старший сын постоянно мечется по жизни, не терпя лизоблюдства и потому частенько вступая в нужные и ненужные конфликты со всеми, и в том числе и с младшим братом, которого он и подозревает и порой просто обвиняет в бесхребетности и в приспособленчестве. И мать, не демонстрируя этого внешне, тяготится застарелым конфликтом с сыном, отрабатывая принципиальную ссору больным сердцем. И отец, наигрывая свои вирши и роли, старается стать прокладкой между «трущимися деталями» (благо и повод подходящий отыскивается — тридцатилетие своего первенца). И младший, успешный, благополучный, влезши в шкуру которого мы и сами вместе с ним начинаем метаться в попытках определиться в своих отношениях с понравившейся женщиной, в служебном конфликте между новым директором института (человеком, совершенно далёким от науки вообще) и своим учителем, а тут ещё полузабытый знакомый и бывший однокашник, ставши неким чиновником от некоего «распределителя», предлагает и фактически соблазняет возможностью покупки квартиры в кооператив (боже, как далеко ушло то время!) — и так непрерывно колеблясь между тем и другим полюсами: между Добром и Злом, между Правдой и Кривдой, между Справедливостью и Подлостью, между Да и Нет…

Собственно говоря мы и подошли к главной теме этой книги Руслана Киреева. Ставя своих героев в ситуации непростых и неоднозначных, ветвящихся и переплетающихся выборов, Киреев приглашает и нас, своих читателей, подставить себя в качестве той или иной конфликтующей стороны, и сделать свой собственный, личный выбор, сообразно своим взглядам, убеждениям и представлениям о чести и совести, и нравственности и о всём остальном, что ныне уже не так и модно. Но на самом деле совершенно неважно, что со времени написания этого романа-трилогии прошло 35 лет, потому что обозначенные в книге темы по прежнему бывают мучительны и трудны, актуальны и современны…

PS Место действия книги — Крым, город Светополь (к чертах и приметах которого знатоки Крыма легко узнают Симферополь). Так совершенно неожиданно прошлое переплетается с настоящим…

Моё искреннее дружеское СПАСИБО Ольге Хойти clickosoftsky , которая не раз и не два проехала мне по ушам фамилией Киреев — оно того стоило…

Комментарии


Спасибо, что прочёл.
Наверное, и мне пора перечитать любимейшие вещи Киреева — и ещё что-то написать о них. Потому что ну невозможно же в "Подготовительной тетради" игнорировать тему любви, которая главному герою застит весь белый свет против его воли, и тему книг опять же, из-за которой перечитывать Киреева надо бы с блокнотом под рукой, дабы записать имена и названия...


Я намеренно не стал высвечивать все сюжетно-смысловые линии, дабы оставить читателям изюминки "открытий" :-) Вообще очень своеобразная трилогия, практически триптих !!!


Да, конечно. И правильно. Одни вентиляторы или женщина в синем чего стоят :)) Или внезапное "А ведь ни в какое Жаброво ты не поедешь", — чистый Фриш!
Да не только триптих, откровенно говоря ;)


Да, там столько много изнутри героев подано горяченьким и перебивающим дыхание, что диву даёшься! А вообще Киреев молодчага, ведь у него сначала большинство героев идут либо чёрненькими, либо беленькими, а потом по ходу жизни оказывается, что и те не белы, и эти не черны...
А в последнем романе ГГ всё-таки молодец, что не поехал в Жаброво — не стал играть девушку...


Вот тоже считаю, что это наконец-то честный поступок был.


Ну, он вроде как и до этого не подличал, но в открытые схватки не вступал, избегал. Вообще он кажется прагматиком, этаким арифмометром, но чем глубже в его сознание проникаешь, тем больше понимаешь, что внутри он всё-таки живой...


Манипулятор он всё-таки, как ни крути. И аналитик тончайших нюансов. То есть благодатнейшая почва для культивирования цинизма. Спасает его одно: что он и к себе с той же безжалостной меркой подходит.


Мне у Киреева Лот из Содома понравился, странноватый такой роман, навевающий на мысли о Булгакове. В том же сборнике и "Апология" была, а вот "производственного" плана ничего не читала. А еще я обнаружила, что в электронке его сложно достать, по крайней мере, то, что мне хотелось. А почитала бы еще.


Меня районная библиотека снабдила :-)


У меня такая опция как "районная библиотека" не работает))


И очень жаль, потому что в бумаге Киреев хорошо издавался, довольно много его произведений вышло. Я его в основном библиотечного и читала, своих бумажных у меня книги четыре всего. Нет, пять.


Да, с твоей перемещательной способностью нужно записываться во многие библиотеки не то что разных стран, но континентов :-)


И в каждой паспорт в залог оставлять. Один из. Как у Борна :))


Занятный вариант :))