Больше рецензий

16 августа 2023 г. 02:46

839

4.5 Спойлер

Я долго не решался взяться за эту книгу, поскольку у меня двойственное отношение к Дмитрию Глуховскому, сложившееся на базе его цикла про метро. С одной стороны, это действительно очень интересная задумка и подача, с другой, хотя мне и понравился первый роман «Метро 2033», второй и особенно третий меня скорее удивили и даже разочаровали.

И хотя я слышал много откликов о романе «Пост», взялся я за него лишь после начала войны с Украиной, когда чуть ли не каждый начал говорить, что вот Глуховский всё «ещё тогда предвидел». Тут мне уже стало реально интересно, что же такого предвидел Дмитрий Глуховский.

Роман начинается с того, что нам показывают небольшое поселение близ моста через Волгу у бывшего Ярославля. И теперь это — самая граница государства. Потому что в какой-то момент в стране началась война, мятеж был подавлен, но всё, что за Волгой, ныне нельзя назвать жилыми землями, поскольку некое оружие сделало их непригодными для жизни. А жители поста на самой границе призваны следить за этим единственным путём в проклятые земли, на всякий случай, чтобы никакая гадость оттуда не полезла.

И львиную долю первого тома составляет описание жизни этого посёлка, остатков всего Ярославля, от которого в живых осталось, судя по описанию, буквально несколько десятков жителей, которые худо-бедно перебиваются, как-то живут и даже воспитывают детей. Но описание этой бытовухи, как мне кажется, чересчур затянуто. Действие очень медленно течёт, а все эти обильные подробности быта поначалу вызывают тоску.

Живут себе люди, молодёжь тоскует, из столицы приезжают бравые и разудалые казачки, чтобы разобраться, что тут близ границы такое происходит после многих лет затишья. Вроде как ничего интересного, только тоска и безысходность пост-апокалиптического мира.

Но затем сжатая пружина начинает раскручиваться, события развиваются стремительно и даже неожиданно, по крупицам складывается пазл неизвестных подробностей последней гражданской войны. И к концу тома уже не хочется отрываться. Правда, и заканчивается он на самом интересном. Ты уже понимаешь, в чём интрига, и хочется дальше. Ибо новая напасть (или не совсем новая?) пришла в Империю, и угрожает уже как столице, так и самому батюшке царю (да-да, после гражданской войны страна возвернулась к монархии).

Во втором томе дело идёт веселее, однако порой ритм резко сбивается, как в случае с московской жизнью одной из второстепенных героинь, балерины. И понятно, что через неё хотелось показать быт этой новой Московии, которая скукожилась до небольшой «делянки». От Ярославля с его постом на границе нынешнего государства до Москвы ближе, чем от Москвы до Питера. При этом упоминаются рейды казаков на Кавказ, который, выходит, ещё в зоне разумного обитания. А вот что там со второй столицей — ни слова.

И потому внезапно пришедшая угроза оказывается крайне опасна, ведь тут и пешком не так далеко. Особенно если вы к такому развитию событий не готовились.

Книга отлично показывает, до чего может привести борьба со своим народом. И во что быстро может скатиться государство, если везде видеть врагов. Система замалчивания и наказания за правду неминуемо превращается в пожирающую сама себя. Потому что правду будут отрицать до последнего, когда уже будет поздно что-то предпринимать. По сути своей книгой Глуховский предвосхитил то, что нынче мы можем видеть воочию как в современной России, Беларуси, так и в других государствах, где власть пытается всеми правдами и неправдами скрыть истинное положение вещей, навязывая обществу выдуманный мир и выдуманные идеалы. А кто сомневается, тех объявить врагами народа, расстрелять, или в лучшем случае в казематы. И вся эта показанная мерзость кажется ещё хуже, поскольку ты видишь, что это отнюдь не выдумка, это окружает нас прямо сейчас. Именно поэтому о романе и говорят как «он всё это описал заранее».

Если же говорить о мире романа, то в целом, в рамках заданного допущения об описанной «болезни» (назовем так, чтобы уж совсем не спойлерить) он выглядит более-менее понятным. То есть вопросы есть, но на большинство я сам могу придумать логичные в рамках описанного мира ответы.

Единственный промах, который допущен, это сам механизм распространения заражения. Ибо та «чума» по сути является само-аннигилирующейся. Заражённые действуют так, чтобы с одной стороны, передать заразу, но с другой стороны, очень быстро уничтожить самих себя. Их поведение не рассчитано на долгое существование, то есть их «жизненный цикл» — максимум несколько дней, если их не поддерживать извне. И потому непонятно, как это заражение могло жить 20 послевоенных лет без искусственной подпитки. А показанный мир не даёт ответа на вопрос, кто и как мог «культивировать» этих разносчиков. Ведь при смерти разносчика, просто ввиду природы передачи «заболевания», болезнь исчезает. Мёртвый уже не может её передать. В теории, я могу придумать один вариант, как целенаправленно это можно было бы делать, но слишком уж он непростой. А я верю в бритву Оккама.

Концовка же меня не разочаровала. Я её предвидел, и она казалась мне наиболее логичной в рамках описанных правил игры. Хотя отдельные личности всё равно действовали слишком уж рискованно, особенно зная о природе болезни. То есть сами себе злобные буратины. В то время как отклонения болезни активно используются для сюжета, но никак не объясняются.

Что ещё хочется выделить: автор не боится показать ужас всей ситуации, в том числе разыгрывая карту детей в этом хаосе. Мне всегда очень тяжело читать про детей в ситуации войны и апокалипсиса, и тут не было исключения. Но в этом романе это было в тему, чтобы показать, насколько система дегуманизирует своё общество. И как это общество с промытыми мозгами превращается в палачей.

Отдельно стоит сказать и про имперскость, то есть на что готовы идти и чем жертвовать ради веры в своё величие и мудрого царя. Все врут, все враги, а царь — он хороший, он святой. И за одно плохое слово о нём — бить морду и убивать. Даже если вдруг окажется, что именно царь и есть причина всех бед. Что старый, что новый, не желающий слышать правду.

Мне кажется, что Дмитрий Глуховский не предвосхитил грядущее, он просто описывал то, что и так уже было в обществе множество лет, что никак не отпустит народ, а живёт в сердцах, но постоянно подпитывается и поднимается из тьмы на пользу власть имущим. И сила тут скорее не в том, что Глуховский показал мерзость самовозвеличивания и имперского мышления, а что своим произведением он указывает и даже предостерегает, как эта взращённая в угоду власти тьма в итоге раз за разом поглащает и само общество, и выпустившую джина из бутылки власть.

P.S. Статья об этой книге была бы неполной, если бы я не сказал, что и самого Дмитрия Глуховского нынешнаяя власть признала врагом и персоной нон-грата в его собственной стране. А роман «Пост» где-то исчез из продажи, а где остался — порой скрывается за обезличенной обложкой и «аннотацией» с указанием, что это произведение иностранного агента. Было бы смешно, если бы не было страшно.

Источник