Больше рецензий

ablvictoriya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2014 г. 11:48

473

5

Кто из нас в детстве не выискивал диковинных зверей на абстрактных ковровых узорах, не испытывал внутренний трепет во время поездок в поезде, не мечтал стать героем книги или фильма, не придумывал собственные миры? Порой живость воображения и поиски чего-то важного не исчерпываются в детстве и продолжаются в юности – такие люди слывут мечтателями, их поступки называют ребячеством, надеясь на то, что с возрастом все это перегорит, пройдет, улетучится, зашпаклюется прозой жизни. Ведь в большинстве случаев так и бывает. Но есть люди, у которых эта штукатурка будней и забот постоянно отваливается, обнажая мечты, фантазии, душевные порывы. Такой человек при всем своем желании никак не может вписаться в рамки, определенные его окружением и обществом, в котором он живет.

Таков Мартын, герой романа «Подвиг». Его мечтательность, живость воображения и рискованность, помноженные на приглушенную, неотчетливую, но постоянно пробивающую свои побеги в самых неожиданных местах тоску по родине, дают в результате тот самый случай, когда круг нельзя поместить в квадрат. То и дело вываливается этот круг-Мартын из тесных квадратных рамок, к которым пытается себя приладить, и снова катится, не имея ни целей, ни привязанностей. Его финальное решение – это не минутный порыв души, не чудачество, не шалость, это давно задуманный и тщательно продуманный план, реализация которого, видимо, должна была наконец успокоить его метущуюся душу. Был ли это действительно осознанный путь к смерти или все же предполагался шанс выжить, только рискнув жизнью – решать читателю.

Себя же я увидела в другом герое романа, Дарвине. Это как раз тот самый случай, о котором я писала вначале – большинство юных чудаков и фантазеров с возрастом становятся «толстокожими», пригашают внутренний огонь, прилаживаются к требованиям повседневности, привычным для общества нормам и правилам, а от воспоминаний остается «одна выцветшая вывеска». Когда-то родные души, Мартын и Дарвин, встретившись спустя пару лет, оказываются чужими друг другу. Хотя последующее волнение Дарвина за друга, его действия, направленные на поиски Мартына, искреннее переживание за его судьбу уверяют нас в том, что он все же сохранил теплые чувства к товарищу.

Не могу не написать о Соне. С одной стороны, странная девушка, с другой – очень естественный женский образ. Не думаю, что Соня виновата в судьбе Мартына, хотя наверняка будет винить себя за это. Конечно, обзаведясь семьей, вряд ли Мартын решился бы на такой шаг. Однако Соня отказывала не ему одному: один со временем нашел новую привязанность, другой «реанимировался» с помощью творчества. Мартын же Сони особо не добивался (так лишь, в духе «была не была»), считая, видимо, что все должно произойти естественно, если на то судьба.

Конечно, конечно, невозможно не упомянуть набоковский стиль и слог – то, чем он завораживает, затягивает в воронку повествования, насыщает живительным нектаром читателя, неравнодушного к хорошему литературному языку и оригинальным авторским приемам. Также обожаю набоковский лаконизм: в небольших по объему романах он умудряется написать так много и о столь многом! Воды здесь нет, здесь каждое слово много весит, повествование одновременно и «концентрированное», и легкое в чтении.

Игра в классики, тур 2.
Совместное чтение, большое спасибо за компанию и обсуждение романа sweta3000 .

Комментарии


Вика, шикарная рецензия! И отличный разбор характеров персонажей. Вот Соня меня раздражала все время, вообще непонятно, чего ей надо было... Очень злилась на нее, когда она Дарвину отказала. По-моему, довольно тщеславная девица (Помнишь, как она Мартыну сказала, про Бубнова - “У него есть по крайней мере талант, а ты — ничто, просто путешествующей барчук”).


У меня Соня вообще какие-то противоречивые чувства вызвала. Определенно, она мне не близка, я никогда не умела так с парнями обращаться. А с другой стороны - вот даже завидую этому ее умению)

вообще непонятно, чего ей надо было...

Я тоже не поняла... Мартын по крайней мере мог вытащить ее из нищеты. Не знаю, никого не любила, обманывать никого не хотела или в самом деле такая взбалмошная девушка, которая сама не знает, чего ищет в мужчине...


Мартын по крайней мере мог вытащить ее из нищеты.

Ну, он, видимо, был слишком прост для нее, как она считала. С Дарвином она бы тоже не бедствовала, но вот ей все чего-то не хватало. Скорей всего, да, она просто никого из них не любила по-настоящему.


С Дарвином она встречалась вроде бы тогда еще, когда денежный вопрос не был таким актуальным для ее семьи. Мартын ее еще отпугивал, наверное, странным ей казался что ли... Хотя тут можно долго фантазировать... Наверное, она их всех исключительно как друзей воспринимала, а они ее замуж звали, олухи)

Про финал вот что нашла, мудрено закрутили.


Слушай, интересная статья. Про то, что Мартын пытался устроить теракт - не верится, что-то больно примитивно. А вот исчезновение в сказочной Зоорландии - в этом что-то есть. Интересные рассуждения и об отношениях Сони, Мартына и Дарвина. Вот насчет разбора фамилий Зиланова и Дарвина - мне кажется, что-то тут все надуманно как-то... Особенно вот это

Если Зоорландия задумана как чертог анти-дарвинизма, то концовка романа, в которой Дарвин-персонаж следует за Мартыном по тропе, ведущей в Зоорландию, выражает ироническое и скептическое отношение Набокова к эволюционной теории Чарльза Дарвина.

А по-моему, уж Дарвину отказ был совершенно ясно и точно обоснован, она бы с ума бы с ним сошла от скуки.


Она в любом браке сошла бы с ума от скуки, если уж с этой стороны смотреть.


Очень яркая и образная рецензия!
Всегда рада читать о Набокове.


Спасибо! Я в этом году основательно взялась за Набокова (чтение-перечитывание), так что, как говорится, продолжение следует)


На данный момент у меня самая любимая Набоковская вещь. Тут просто все - это все...