Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2014 г. 13:15

1K

5

Постижимо ли непостижимое?
Логичен ли абсурд?
Уродлива ли красота?

Линейка подобных вопросов – бесконечна. Ответы – определенны в собственной неопределенности. Линейка вопросов вроде бы и бесконечна, но в итоге приводит к началу. А, значит, и топология логики абсурда, постижимости бесконечности или уродства красоты, имеет форму круга. Замкнутость и обращенность на себя. Отсюда – либо бесконечный нарциссизм, либо разрушительная саморефлексия. Самокопание на старый манер. Что было «выбрано» Кафкой – почитайте Франца Кафку.

Наверное, всегда возникает вопрос: как всё это могло прийти в голову? «Всё это» - Кафка, процесс и замок и рассказы. Кафка без «всего этого» - наверное, его «Из дневников». Итак: как всё это могло прийти в голову? Думаю, рецепт безобразно прост. Много таланта (а для меня Кафка – гениален). Много переживаний. Обостренное до болезненности, как сказал бы Достоевский, восприяние – мира, себя и собственной судьбы. Достаточно «свободного» времени. Микст – взрывоопасен. Ну он и взорвался. Помните ли вы памятник Кафке в Праге? Ну вот как-то так и есть.

Что, Кафка был первым, кто увидел всю нелепость, абсурдность невротичного государства, пытающегося снять собственный невротизм максимальным упорядочиванием общественных нравов и государственного же управления? Нет, конечно. У любого мыслящего человека возникали сходные чувства и размышления. У любого, даже и не обладающего литературными талантами. Был ли Кафка первым, таковым талантом обладающим? Нет, конечно же. У него столь же гениальные предшественники – Гоголь и Достоевский.

Представим себе ежедневно приходящего на службу в страховую компанию «нервического» молодого человека, мужчину, вообще не стремящегося к какому-то карьерному росту. По причине бессмысленности в его понимании самой службы. Тупая и бессмысленная? Да. Ненавистная? Абсолютли. Но кормящая, так или иначе. Это как с ранним Пелевиным, не сразу ушедшим в профессиональную литературу. Представить ситуацию этого молодого человека тем более не так сложно, потому как большинство креативного ли класса, офисного ли планктона, - определения суть дело вкуса, - так и живет-трудится, быстренько сделав «основную» работу, занимается рефлексией или чем-то там ещё. Но, безусловно, одно: чтобы получился «Замок» помимо таланта и воли необходимо знание фактуры. А этого у пражского гения было более чем.

Не думаю, что будет офигительно смелым утверждение о том, что лично для Кафки Замок – это фигура отца. В классическом виде. А есть ли в романе фигура матери? Думаю, что Гардена, трактирщица, - ну уж очень мутная такая фигура. Предположение, что она – это фигура матери – такое предположение будет офигительно смелым. Смелым до офигелья. Возможно, столь же офигительно глупым. Кто их, этих Кафок, знает! Мы в пражских университетах не учились!
Несколько прочитанных романов (Бёлль, Томас Манн, Джойс и, конечно, наш автор) открыли для меня различные способы миротворения. Кафка для меня – это такое насекомое-созидатель (насекомое, конечно же, метафора): он выстроит мир везде, к чему прикоснется, к любой, самой ничтожной точке, песчинке, пылинке, былинке. Через какое-то время здесь обязательно будет нечто, какое-то сооружение, в котором можно укрыться (укрыться, уединиться – разве не это было эмоциональной доминантой поведения самого Кафки?!), переждать, дождаться лучших времен. Посмотрите, что он делает с персонажами – к кому бы он не прикоснулся, обязательно здесь будет что-то, что защитит, прикроет, что обязательно будет интересным, как минимум, и непростым как максимум. Ну, например, Пепи. Никто и звать никак – так сегодня выражаются в подобных случаях. Но что это? Она начинает говорить. И что? А то, что она – не моль бледная, тварь дрожащая и бессловесная. Она маленький-маленький, но человек! И сердце у неё, пусть и не замысловатое (уж прощу прощения за корявое слово), но теплое, доброе, сердце человека у неё. И ум – да, незамысловатый, но по-человечески простой, даже ясный. И душа у неё – совестливая, пусть и своей правдой.
Миростроительство автора ведь на самом деле удивительное. Строить миры из абсолютной сингулярности, наделять их гуманистическими смыслами – дело божественное. Наш автор с этим справляется изрядно. Разве кого-то смущает незаконченность романа? Да ради бога! Как творить законченные миры, являющиеся в то же время составными частями друг друга? Это – к Францу Кафке.

Для меня счастье – находить в себе какую-то каплю человеколюбия Кафки, его гуманизма.
Книжку, конечно, к прочтению. Из подборки «100 книг, которые необходимо прочесть прежде, чем…»

Комментарии


Наверное, всегда возникает вопрос: как всё это могло прийти в голову?

К моему стыду, я так и осталась с этим вопросом, затмившем все прочие впечатления от романа.

Помните ли вы памятник Кафке в Праге? Ну вот как-то так и есть.

Да! Да! Да!!!
Судя по впечатлению от только что увиденного фото, наяву это должно просто бить наповал - в точку, в сердце.

У него столь же гениальные предшественники – Гоголь и Достоевский.

И снова - да!!!!
Ты же знаешь, как у меня с Ф.М. Но - Гоголь!!!! Не приходило в голову, но - ДА!!!
"Абсолютли"!


Знаешь, после "Дублинцев" и Франца нашего, пришла мысль, которой, кажется, с тобой уже делился: наша революция воспринимается совсем по-другому, как попытка разорвать всю эту духоту и зажопленность сословных миров и беспробудную безнадегу для тварей дрожащих, как-то так.


влияние Гоголя и Достоевского на Кафку многократно обсуждено критиками и исследователями


Ох.. Я вами горжусь. Я так и не победила Кафку..((


Я так и не победила Кафку

Не надо с ним воевать. Просто Кафка - это либо ваше, либо нет.


Наверное, Вы правы. С другой стороны, по собственному опыту, спустя какое-то время я не то, что одолевал, нет, читал=слушал с наслаждением, без преувеличения. А первоначально - не пошел Кафка.


Наверное, если бы я его читал, то снова не осилил бы. Но я слушал, а потом, понравившиеся места перечитал. Кафку я для себя открыл, его фотографии - сколько всего в его лице.


Кафка для меня – это такое насекомое-созидатель (насекомое, конечно же, метафора)

Аналогично)
Рецензия шикарная, спасибо!


Спасибо большое за добрые слова!


да не за что - они ведь заслуженные)


все-таки миры Кафки - это производная больного гения... и читая его, болеешь сам


Мне кажется будет справедливым дополнить Ваш комментарий так: не только болеешь сам, но и узнаешь себя в Кафке. У меня так получилось.


точно


У меня ещё скачаны "Из дневников", думаю, для понимания Кафки там много чего найдется.


главное найти силы прочесть и понять


Интересно, если сравнить качественно, когда аудитория у Кафки была большей - сейчас или в его время? Было бы интересно узнать, насколько его влияние на развитие литературы было сильным тогда, когда он писал. Или одиночество как тема не только литературы - жизни, эта тема стала "актуальной" позже?


я думаю, только сейчас его начинают понимать по настоящему


Позвольте повториться и порекомендовать фильм Содерберга "Кафка", "там Кафки дух, там Кафкой пахнет".


и что вы там больного нашли?


атмосфера больная


Кафка для меня – это такое насекомое-созидатель (насекомое, конечно же, метафора): он выстроит мир везде, к чему прикоснется, к любой, самой ничтожной точке, песчинке, пылинке, былинке.

Странное определение, но верное.
Для меня Кафка - это нечто до конца не понятое. Вроде бы понятны аналогии, понятно, что показывается, но всё время кажется, что в этой конструкции, есть какие-то скрытые, спрятанные "этажи", до которых нужно добраться.

Не думаю, что будет офигительно смелым утверждение о том, что лично для Кафки Замок – это фигура отца.

А можно подробнее - почему?


Попробую кратко: Замок - символ абсолютной власти. Он - наверху, чтобы "разговаривать" с ним, необходимо поднимать голову, разговор снизу вверх. Он нависает над тобой. Он дает или не дает санкцию на что-либо. Он - абсолютный авторитет, его решения не обжалуются и не обсуждаются, к ним необходимо приспосабливаться. Замок суров, но это - воплощение суровой правды отца, он прав даже когда не прав, когда ошибается. Он - доминанта внешняя - господство над пространством, он - доминанта внутренняя - ничто не может происходить на его территории без его ведома и санкции. Он - "производитель" смыслов, порядка и процедур.
Ну вот как-то так.


класс!!!


Там, мне кажется, с этой "теткой", трактирщицей, требуется разобраться. Как-то на самом деле мутно с ней. А чуть понимая, каким был Кафка, предположение, что это - фигура матери - почему нет?


Теперь понятно. Просто для меня фигура отца совсем не так выглядит. Поэтому и спросила. Спасибо за ответ.


И для меня фигура отца другая. Но судя по дневникам, у них были очень и очень непростые отношения, в решающей степени повлиявшие на характер и судьбу Кафки.


Узнала недавно, что есть экранизация. Фильм снят Балабановым аж в 1994 году. Сейчас добавила на страничку книги информацию.
Вы не смотрели?


ИМХО, фильм Балабанова мне не понравился. Он - традиционен и не в самом лучшем смысле традиционен.
Позвольте мне порекомендовать фильм "Кафка" Содерберга. Там много аллюзий из "Замка", кстати. Мне показалось, что там великолепно передан дух Кафки, как-то так.


Понятно. Попробую и тот, и другой посмотреть.


Знаете, а у меня перед глазами фотографии Кафки, потрясающее лицо!


Кафка для меня грустный писатель, поэтому сейчас за него и браться не хочется, период не тот. То есть слишком хороший период ( внутренний).Хотя он пишет "притчи", а притчи я люблю. И Кафка тем и велик, что его можно прочитывать по-разному. В "Замке" судьба не конкретного человека, а человека вообще в этом обществе. Интересно читать об отношениях с женщинами на разных уровнях, хотя своих он персонажей не дорисовывает. И в жизни сам Кафка постоянно в отношениях с женщинами натыкался на ту же самую стену, тот же самый барьер.


Да, наверное, в его жизни стены были повсюду. Если бы было иначе, пришло бы ему в голову превращаться в насекомое? Хотя, подумал сейчас, не такая уж это безумная идея - превращение. Я помню, как хотел стать собакой, точнее, завидовал соседской собаке, что ей не приходилось идти на пионерскую линейку в школу. Мне торжественность её не нравилась, а не само мероприятие. Так что, видимо, мы говорим Кафка, а подразумеваем стену, мы говорим стена, а подразумеваем Кафку.
У Вас сейчас хороший внутренний период? Наверное, это как-то связано с изменившимся положением дел, ну, там в здравоохранении, или ещё что-то?


А я на пионерских линейках теряла сознание,жара, а тогда носили форму из шерсти, жесть. ( школа в Донецкой обл)
Мое внутреннее состояние зависит от других факторов)))


Видимо, сложные это факторы - ведь судя по Вашим словам , такое тяжелое было пионерское детство!


Ну что сказать, здесь только смеяться!


Так на что мне ответить?


А ответьте-ка на такой вопрос: куда Вы дели нашего ёжика?

Для меня счастье – находить в себе какую-то каплю человеколюбия

А есть ли в Вас хоть какая-то капля ёжиколюбия? Может, найдёте и её?)))

Свободу ёжику-узнику!!!
Отпустите его!!!
Хватит прятать его в тумане-темнице!!!

«Не тратьте время в поиске препятствий, возможно, их нет» (Ф. Кафка).

"Процесс" отнял ёжика у самого себя и загнал его в туман. Но "Замок"-то предлагает заблудившемуся беглецу успокоение и возвращение к себе и к своим колючим друзьям. И ёжик обязательно должен использовать этот шанс для восстановления внутренней гармонии.

«Со своей тюрьмой он смирился. Кончить узником — это могло бы составить цель жизни. Но у клетки была решетка. Равнодушно, властно, как у себя дома, через решетку вливался и выливался шум мира, узник был, по сути, свободен, он мог во всем принимать участие, снаружи ничего не ускользало от него, он мог бы даже покинуть клетку, ведь прутья решетки отстояли друг от друга на метр, он даже узником не был» (Ф.Кафка).

Ёжик, не мирись со своей внутренней тюрьмой!
Покидай клетку! Выползай из тумана на свет!

картинка Ludmila888

P.S. Находясь на кафкианской волне в текущем обсуждении романов Кафки, я заглянула и в Вашу рецензию. А, увидев в комментариях Ваш странноватый последний вопрос, не смогла удержаться от подобного ему ответа. Всё это – не более чем игра или шутка! Хотя Вы, конечно, и сами понимаете, что именно может порой содержать в себе некая загадочная "шуточка"! Так что же? Правильный ответ – перо жар-птицы, обладающее способностью светить!)))

Ловите же это перо, Александр! Только не упустите его!)))

картинка Ludmila888