Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

9 августа 2023 г. 17:03

10K

3 Как погубить цикл. Инструкция

В своё время книга про "Метро 2033" стала для меня одним из самых ярких читательских событий, она идеально вписалась в мои предпочтения об организации сюжета и мироустройства, к тому же я ж люблю тему подземелий и метро. Так что чуть позже и новости о межавторской метро-вселенной я обрадовался. Как водится, зря. Если бы цикл писали клоны Глуховского или безумные фанаты – дело одно. Безумные хотя бы свято чтут стилистику оригинала. В итоге я несколько лет уныло слушал аудиокниги (хоть за это спасибо), совершая над собой всё больше усилий, но со временем только сильнее разочаровывался, теряя всякие надежды. В лучшем случае эти книги могут вызвать вежливый интерес, намного чаще они вызывают раздражение.

Как это ни печально, беда цикла крылась именно в жанре. Постапокалипсис, грязные катакомбы, экстремальное выживание, оружие и ещё раз оружие, боевик, война с мутантами и чудовищами, но куда чаще – с другими людьми. Фантастики тут на самом деле не очень много. Фантастична, для начала, сама возможность выживания такой кучи людей в метро, к чему часто цепляются разные скучные товарищи. Фантастичны радиоактивные монстры и оживающие легенды. И всё. Остальное – суровая бытовуха.
Но Глуховский – талантливый рассказчик, он создал полноценную игровую реальность. С драмой, мрачными ожиданиями, саспенсом, страшилками, множественными локациями, живущими по своим уникальным правилам. Взял обыкновенный сюжет-квест, старый как мир – путешествие и инициация героя. И так его оформил, что за приключениями следить интересно, а временами даже хочется поприключаться за компанию, додумать, какие там ещё станции, мутанты и легенды могут быть.
В этой вселенной можно играться и, несмотря на замкнутость, её можно расширить. Ничего удивительного, что на волне популярности решили запустить цикл. Плевать, что у большинства произведений там уровень фанфиков – фанфики бы так и так писали. И фанфик с посредственным языком тоже может быть интересным. Не о том речь. Проблема в специфическом контингенте привлечённых к проекту авторов.

Почти все просрали фишку игровой реальности, сузили вселенную до интересного лишь им угла песочницы. Напридумывали совершенно нелогичных и неинтересных монстров. Хотя не спорю, некоторые авторы придумали очень даже интересных монстров, а то и вовсе сместили акценты с приключений к хоррору – и я не против, пусть. Это хорошо, это и в оригинале привлекало.
Но до уровня Глуховского не дошёл никто (кроме Шимуна Врочека, но у него вообще всё по-своему и непохоже), потому что, ещё раз повторюсь, чисто событийно это обычный боевик, и большинство продолжателей написали этот самый обычный боевик, такой кондовый, мужской – в плохом смысле этого жанра. И получилась история для ограниченной аудитории вместо истории, которая была интересна всем. К тому же некоторые зачем-то проецировали в текст свои маскулинные, мизогинные и гомофобные представления о жизни, вселенной и всём остальном, что тоже не шло на пользу повествованию. К сожалению, это была не экзотика, а типичный образ автора, кочующий из книги в книгу под разными именами. Плюс бедноватый сюжет и слитая под ноль атмосфера.

И если раньше наименее приятной книгой цикла мне казались "Тёмные туннели" Сергея Антонова, то сейчас пальма первенства в этом плане однозначно перешла "Мраморному раю". Он стал просто квинтэссенцией того, как можно было запороть всю идею. Начиная от противоречащей канону заселённой реально кучей народа поверхности земли и кончая главным героем, который суров, как мозолистая пятка, но уязвим, как нежная медуза – и это, если честно, уже достало. А ещё у него семья, и речь даже не о том, что у сына обнаружились паранормальные способности, а о тех блевотных интонациях, которыми герой рассуждает о концепциях семьи, патриархата, мгс, женщинах и тех сирых-убогих, которые лишены его внимания, хотя вообще-то они специально сбежали подальше от таких, как он. Особо умиляет, что он нашёл единственного походу выжившего в Московской области гея и застебал его. Какой же лютый кринж, у меня слов нет. Розовосопельная концовка идеально гармонирует с остальным повествованием. Как лосось и мармелад.

Наверное, не надо было мне столько книг скачивать, как-то пропадает настроение их слушать. Вечно я всякий хлам тащу в дом, а потом не знаю, что с этим делать. Надо попытаться потихоньку осилить ещё хоть немного.

Комментарии


Суров, как мозолистая пятка, но уязвим, как нежная медуза.
Фраза дня просто) Спасибо, посмеялась :D


А главное, ни на букву не отступает от реальности х)


Мне очень зашли "Корни небес" Туллио Аволедо (продолжение сильно слабее), и, намного менее - "Наследие предков" Сурена Цормудяна (но тут тоже не просто, читала его же вбоквел "Второго шанса не будет" - и тараканы из головы автора полезли просто мадагаскарские, вот там в полный рост телегония, чипирование, запад-враги, прививки и т.д.).
Но я не сильно большой читатель Метро. :))


А, это который итальянец? Вот его точно надо прочитать, просто из любопытства хотя бы. А Цормудян мне чот не очень, хотя другую книгу слушал у него :')
Собственно, я тоже подумываю завязывать с этим делом, разочаровало всё. Обидно, что столько угораздило накачать