Больше рецензий

16 апреля 2014 г. 22:00

965

5

"Сумерки богов" не является атеистической литературой в традиционном понимании, так как критикует религию не ради самой критики, но ради ясного человеческого разума. Это сборник из 5 важных трудов.

1. В "Антихристианине" Фридрих Ницше говорит о том, что обманываем себя, свою природу, что нас водят за нос. Манипулируя нашими желаниями с помощью морали, жрецы добиваются слепого подчинения и таким образом убивают в нас личность, так как "верующий не принадлежит сам себе, он может быть лишь средством". Автор указывает на то, что человечество запуталось в паутине лжи и обмана. Фридрих Ницше критиковал христианство потому, что увидел будущее человечества в рамках раба. Его идея - сверхчеловек, отданный самому себе. Эта идея дала различные толчки в искусстве, философии, науке, психологии и т.д.
Эх, как же Ф.Ницше ошибался, когда писал: «Мой голос достигнет и до тугоухих». Подтверждение тому – наше больное время. Признаюсь, я считаю, что именно в наивности человеческой кроется главная проблема. На почве этой проблемы не заметно взращиваются еще больше проблем: войны, кризисы и т.д. Ф.Ницше пишет: «Я не в силах подавить вздох… В иные дни меня охватывает чувство, мрачнее самой черной меланхолии – презрение к людям». Скорее всего, он презирал в людях как раз ту самую наивность человеческую, от которой и меня постоянно выворачивает. Но с некоторыми мыслями его я не могу согласиться. Ницше хочет увидеть «последнего христианина» - не увидел, что очень хорошо. Люди малообразованные (или просто тупые) могут навредить культуре и государству, если их не подчинить (пусть даже с помощью «греха»). Другое дело – умные люди. Да, умных людей нужно освобождать от иллюзорных следствий, вроде «греха». Умный человек никогда не станет помехой культуре, потому что знает: сила в созидании, а не в разрушении. Но ведь не все являются умными людьми. Вывод: современному обществу религия необходима.
2. В "Будущем одной иллюзии" Зигмунд Фрейд открывает читателю причины человеческой тяги к религии, предпосылки к возникновению и ее суть. Он затрагивает проблемы культуры, освещая положительные стороны, и не может обойти стороной влияние иллюзий на человека, равно как и само определение слова "иллюзия".
3. Эрих Фромм в своем труде показывает, что психоанализ и религия очень похожи, что психоанализ выполняет вполне религиозную функцию в качестве врачевателя души. Он убежден в том, что все наши беды - от нашего пренебрежения душевными нуждами. Автор сравнивает взгляды Фрейда и Юнга относительно религии и говорит, что наш разум позволил нам отойти от нашей природной сути, внес дисгармонию в нашу жизнь, хоть и дал много положительного взамен.
4. В эссе Альбера Камю "Миф о Сизифе" описан абсурд, как спасение от парадоксальных систем, вся изобретательность которых направлена на то, чтобы расставить разуму ловушки. Камю хочет, чтобы человек научился чувствовать абсурд, так как чувство и понятия абсурда - разные вещи. Именно в чувстве абсурда автор видит спасение человека от ловушек разума, показывает нам не только путь создания абсурда, но и путь его уничтожения. Альбер Камю показывает и суть любви с точки зрения абсурдного человека, тем самым делая отход от критики религии. Собственно, критика религии здесь больше выступает не целью эссе, а средством для того, чтобы широкий круг читателей почувствовал, увидел суть абсурда. Кроме того, автор не обходит стороной творчество Кафки и Достоевского.
5. Жан Поль Сартр рассматривает человека, как проект. Человек создает сам себя и несет ответственность за свои действия не только перед собой, но и перед обществом, так как создавая себя мы влияем на окружающих своими действиями. "Реальность - в действии". И ничто не может спасти человека от его действий, даже достоверное доказательство существования бога.

Авторы этого сборника дополняют друг друга. Здесь и свобода творчества и свобода мысли. Эта литература убирает забор псевдоценностей и открывает взгляду человека новый мир, мир с более широкими горизонтами, без обмана, мир с истинными человеческими ценностями.