Больше рецензий

8 августа 2023 г. 16:30

373

0.5 Спойлер Поезд, который тащится в никуда. Долго и токсично. Осторожно, спойлеры!

Есть у меня такая скверная привычка: читать/слушать откровенно плохие книги, когда плохо и в жизни что-то не ладится. Кто-то грустную музыку слушает, кто-то слефхармом занимается, а я вот перенаправляю раздражение на скверно написанный текст, зубоскалю на него тихонько подружке в личку, и уже, вроде как, дышится легче, и можно начать разгребать проблемы в своей жизни. Иногда, кстати, плохие книги оказываются вовсе не такими ужасными, и это становится приятным сюрпризом. Но не в этот раз. Знала бы, насколько тут всё беспросветно, взялась бы в прошлом году за эту трилогию, когда жить вообще не хотелось.

Больше всего хочу поорать про разнесчастный поезд. У них религия запрещает тормозить на остановках или что? В чём смысл этого поезда, если он не останавливается? Причём, он же сознательно замедляет ход у остановки, но не останавливается. ПОЧЕМУ?! Вопрос, который, наверное, больше всего меня мучает. А грузы они тоже на ходу закидывают или как? А автор вообще в курсе, какая у поезда скорость?
Я, видимо, слишком взрослая, потому что на моментах со всеми этими поездами, бессмысленными прыжками и совершенно ничем не объяснимой самоубийственной рисковостью, я думала вовсе не о том, какие они все крутые, а о том, сколько травм это влечёт за собой даже у тренированных и умелых людей, не говоря уже о совершенно неподготовленных новичках. А вот эти случайности, когда оступился, споткнулся на ровном месте, задел что-то… Но нет, сначала в поезд нужно запрыгнуть, потом спрыгнуть на щебёнку, потом ещё и сигануть с высоты в несколько этажей. Это, ребят, говорит вовсе не о лихости, смелости или крутости, а о безразмерной глупости и подростковом показушничестве.

Если ближе к делу, то первое, что хочу отметить: происходящее в книги с таким свистом проносилось мимо меня, что я большую часть тут же забывала, так что пришлось даже составить конспект. Не то, чтобы я на неделю-две книгу откладывала, а, буквально, на час-полтора останавливала аудио, и всё — что было, кто все эти люди?

Проблема текста во многом в том, что в нём какое-то невыносимое количество имён, все постоянно куда-то бегут, что-то делают, кого-то мутузят и снова бегут. Описаний ноль, мыслей ноль, одно сплошное действие. А нет, извините, гг пытается разобраться в себе и своём месте в мире, но, честно говоря, выглядит это не то, чтобы смехотворно, а примерно никак. Да, автор рассказывает нам её мысли, но они существуют отдельно от самой героини, от ее характера, действий и, прости, Господи, чувств. Чувств, которых, честно говоря, в героине не ощущается от слова совсем. Она говорит, что они есть, но как читатель, я вообще ими ни на секундочку не прониклась. Она как робот. Или социопат. "Эмоциональный диапазон как у зубочистки"
То, как героиню колбасит из стороны в сторону, из крайности в крайность — это даже близко не похоже на эмоции, прописанные герою. Это похоже, что автор просто не знает, как эти эмоции, внутренние переживания в персонаже показывать, поэтому гораздо проще швырнуть гг то в истерику, то в апатию, а читателям сказать: она переживает!

Ещё и повествование от первого лица идёт, а то ведь от третьего нужно же ещё и о характерах других героев подумать, зачем это вообще. Но и сильно много о ГГ мы не узнаём, она постоянно что-то делает и сама же себе противоречит. А ещё у неё нет никакой цели. Вообще.

Возникла ли у меня желание хоть на секунду сопереживать гг? Нет. Потому что просто нечему. ГГ, да и все вообще герои — сплошной, голимый картон. Весь мир — картон. Как только ГГ выходит из кадра, все перестают двигаться и хоть что-либо делать, потому что они не сами по себе, живые и цельные герои, они фон, чтобы оттенять ГГ.

Видела много сравнений “Дивергента” и “Голодных игр”, но кроме как янгэдалтовской антиутопии ничего общего у них нет. Мир Коллинз, хоть и не идеальный, но продуманный, функционирующий, в нём есть смысл и логика построения. В мире Рот — одни декорации, да и те стоят как попало, нелогично и во многом абсолютно бессмысленно. Всё, что нам пытаются объяснить про устройство мира вызывает только больше вопросов, а логических дыр больше, чем объяснений.

Выбор в 16 лет без возможности что-либо поменять, почти полное отсутствие взрослых, бесфракционники, количество которых, судя по всему, растёт как на дрожжах. Последнее вообще отдельная тема. Ну какое мало мальски адекватное правительство будет сознательно взращивать у себя не то, что под носом, вообще везде такое количество обделённых, озлобленных, потенциально враждебных. А ведь стать бесфракционником можно, как я понимаю, практически за любой чих. Да там этих изгоев больше, чем всех фракций вместе взятых должно уже быть, судя по всему. При всём при этом они же выполняют всю грязную работу: убираются, строят, работают на заводах, водят транспорт. Ребят, да ваша жизнь буквально от них зависит, а вы к ним как к мусору. Это, как и много других аспектов, в том числе отсутствие внятных товарно-денежных отношений, адекватного представления о политике, иерархии в принципе, уровне медицины, которая должна лечить все эти непонятно для чего заработанные травмы, и, о ужас, смысла существования фракции Лихачей в принципе — отлично показывает, насколько автор юн и не только возрастом, но и сознанием. чихни на её мир, задай хоть один лишний вопрос, не относящийся к гг — и всё, картонки рушатся, моментально.

И раз уж мы заговорили о Лихачестве, да и в принципе о фракциях. Хоть бы раз хоть какой-нибудь главный герой выбрал рабочую касту, служение на благо общества, но нет. Всем нужно махать кулаками.
Почему в принципе так мало неофитов, я так понимаю, они же со всего города их собирали? Почему брат, который старше ГГ на год, проходил распределение вместе с ней? А главное, что меня мучило — что за странная инициация? У них там сколько отсеялось сразу за этот день? А погибло? А, главное, зачем? ЗАЧЕМ? В обычном-то мире ребенка сложно и долго воспитывать, а уж в постапокалиптическом, с некоторой нехваткой ресурсов и прочего и подавно. И вот просто так раскидываться потенциально пригодным человеческим ресурсом? Просто потому, что кому-то приспичило показывать свою крутость прыгая с поезда, а человек, подготовленный, прошу заметить, я помню, что там урождённая лихачка погибла в начале, не смог, оступился, ещё что-то? Это же иначе, как идиотизмом нельзя назвать. А у них там ведь ещё горстка переходников, которые в принципе ничего нужного им не умеют, но желают научиться.

Обучение… А его нет. Зачем учить, если можно просто орать на героев, что у них не выходит, а? Боевая подготовка (против кого, кстати, воюем-то? А всё ещё неизвестно, ага, ага) — процесс долгий и скурпулёзный, систематизированный. Но, опять же, не в случае данной книги. А почему, кстати, один из лидиров тренирует новичков, когда для этого есть специально натасканные люди?.... А, чего это я, просто потому что.
Кстати, знает ли автор что-то о психологии? Неа, зачем. Нельзя перестроить своё поведение по одному “хочу”, нужно ещё очень-очень много усилий к этому приложить. И уж тем более это не делается за сколько там? За месяц? Смешно.

О физиологии и анатомии автор тоже ничего не знает. На моменте с мышцами, не влезающими в штаны, ржала до икоты. То есть вчера влезали, а сегодня уже не влезают. То есть не просто ГГ заметила, что в одежде тесновато стало, а вот прямо не влезла. Это не считая влезания но поезда без какой-либо подготовки, увеличение скорости бега ГГ за несчастный месяц, если раньше она вообще не бегала (в фильме-то хоть на крышу залезла ещё будучи в своей фракции, а тут…). А стрельба из пистолета? А метание ножей? А автор сама хоть раз в жизни пробовала? А то я вот пробовала и чёт совершенно другие ощущения. Хотя, конечно, я ж не дивергент, куда мне.

Да и в принципе, чем занимаются Лихачи, кроме того, что муштруют молодняк и набивают тату? Ещё кто-то, очевидно готовит, но, как я поняла, на на постоянку, а по принуждению. Но остальные-то, блин, чем занимаются? А, ой, зачем им чем-то заниматься, у них же нет взрослых почти. Даже ГГ это заметила. Есть только те, кто пришёл навестить деточек на инициации. Главное для лихачей — всей семьёй носить чёрное, быть в татухах (а со скольки, простите, их накалывают?), пирсинге и очень-очень крутыми, остальным им заниматься не обязательно.

Лихачи любят создавать себе проблемы” — а, вот, действительно, занятие, поистине взрослого человека.

То, что ГГ в принципе ничего не знает о чужой фракции я с очень сильной натяжкой, но допускаю, вся вот эта фракционная изоляция, которая нужна… Я так и не поняла зачем, кстати? Типа, расслоение общества на богатых и бедных, только тут наоборот? А что на счёт каких-нибудь Ромео и Джульетты из разных фракций? Ни за что не поверю, что такого не бывала. Или что, их тоже сразу пинком под зад в изгои? Боюсь, что вот этого-то мы уж точно не узнаем, ведь это не про ГГ, у ГГ с любовной линией полный порядок (нет).

Описанию глаз Четыре уделено больше внимания, чем его характеру. Что мы вообще о нём знаем, кроме того, что он высоты боится? А примерно ничего. Да и зачем, если он весь из себя красавчик. Загадочный и сильный, этого хватило гг, этого хватит и нам. А ещё у ГГ и и её крутого парня очень странные представления о том, что значит “отношения в тайне”: шифруются, а потом днём посреди улицы целуются.

Отношение ГГ с друзьями тоже весьма удручающее. Друзья они, конечно, очень формально. Подобие тёплых чувств ГГ испытывает к ним только тогда, когда они вокруг неё пляшут. Тот же Ал был хорош, только пока ГГ его не догнала и не перегнала, а когда он стал недостаточно крут для неё, она очень резво оставила его позади и обошлась соответственно. Он, конечно, тоже делов натворил, чего только не сделаешь с лёгкой руки автора.

Питер был плохим просто потому что. Никакого обоснования, просто зло. В фильмах, помнится, он тот ещё засранец, но невероятная заслуга актёра в том, что добавил ему харизму и то самое пакостное обаяние. В книги ничего этого нет.

Да и вообще, в принципе, если убрать слова автора, не то. что массовку, ГГ с массовкой различить будет невозможно. речевые характеристики что это и зачем вообще?

А ещё герои мрут такими пачками, что сочувствия к этому не появляется от слова совсем. Зачем это? какой смысл? Смерти ради смертей? Видимо нужно было плодить такое количество фоновых персонажей, которых невозможно запомнить, именно затем, чтобы потом их пачками выкашивать.

Я зачем-то всё пыталась найти хоть какую-то логику, получить объяснения, которых мне не хватило в фильме, но только больше запуталась. В итоге вышло так, что фильм-то логичнее.

Хотя бы те же манипуляции симуляциями. Это же откровенный признак дивергенции. И в фильме ГГ надоумили, как это скрыть и она вполне себе справилась с задачей. А вот в книги хоть до неё и донесли эту же информацию, ей даже в голову не пришло на итоговом экзамене как-то изменить своё поведение и попытаться пройти, как лихая. А где, спрашивается, были глаза у комиссии, которая за этим наблюдала?
Тест показал Эрудицию — а где она у ГГ вообще?

Да и в принципе, где вообще Эрудиция у эрудитов, кроме как радостное выдавание информации к месту и не к месту?

А как Отречение управляет городом, если им книжек читать нельзя?...

Столько вопросов и ни одного мало-мальски внятного ответа, кроме как “потому что”.