Больше рецензий

14 апреля 2014 г. 01:10

2K

4.5

Хотеть быть любимым - значит хотеть поместиться по ту сторону всякой системы ценностей, быть полагаемым другим как условие всякой оценки и как объективное основание всех ценностей.

Сартр и Бовуар. Две самостоятельные единицы. Две великие личности своего времени: он – известный экзистенциалист, она – известная феминистка, стоящая у истоков. Вместе – они пара, сотрудники, сожители, друзья, мыслители, идеологи. Вместе они неделимое целое сотрудничества и манифеста свободы, провозглашенного вместо заключения брака. Они в равной степени близки мне в данном трактате, только с преимуществом в итоге на феминистические взгляды Симоны.

Данный трактат разделён на две части: Он (Сартр) и Она (Бовуар). Пролог раскрывает нам сущность их бытия, их любви, их Свободы.
Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил своей возлюбленной заключить "Манифест любви": быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала, она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всем - как в творчестве, так и в интимной жизни. Знать мысли чувства Сартра представлялось ей более надежной гарантией их отношений, нежели законный брак.

Тяжелое чтение, действительно капля за каплей, и не больше того. Слишком много «тошноты», слишком много ответственности, слишком много правды. Любовь – это конфикт во всех отношениях и аспектах для Сартра, в частности, за то, что любовь забирает Свободу. Сущность человека складывается из его поступков, сущность является результатом совершённых им в жизни выборов, его способности к реализации своего «проекта» - своего жизненного пути. Сартр до конца своих дней оставался верным своему постулату о том, что побудителями всех человеческих поступков является только стремление к свободе. Желание быть свободным сильнее, чем все писаные нравственные предписания. Свобода по Сартру определяет семейный уклад, отношения в любви. Сам Сартр так объяснял суть своего понимания любви и брака: «Я вас люблю, потому что я по своей свободной воле связал себя обязательством любить вас и не хочу изменять своему слову; я вас люблю ради верности самому себе... Свобода приходит к существованию внутри этой данности. Наша объективная сущность предполагает существование другого. И наоборот, именно свобода другого служит обоснованием нашей сущности».
В своё время Сартр отказал миру в осмысленности, а затем осудил и литературу, как суррогат жизненной действительности .Отказался от Нобелевской премии, так как являлся приверженцем абсолютной свободы, свободы сознательного выбора, свободы по ту сторону отчаяния. Я читала и читала, а потом бежала, бежала: от него, от себя, от жизни, понимая абсурдность, понимая любовь с точки зрения Сартра, принимала её. Я читала отпечатки мысли в словах...

Философия, экзистенциализм, атеизм, бунт… Эти глубокие понятия, о которых многие из нас упоминают вскользь, а многие и не употребляют вовсе, стали основополагающими истинами и сутью жизни двух людей. И, как это ни странно, одна из них - женщина. Личность Симоны де Бовуар являет собой уникум не только в середине XX века, но и в наши дни.
Симона де Бовуар стала для Сартра музой и сподвижницей. Он помог ей стать той, кем она стала. Великой женщиной. Он признавался, что встретил в ней женщину, равную себе по сути. Симона де Бовуар подарила Сартру полноту равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Для Симоны её Сартр оказался идеальным спутником. Он не только не связал её по рукам и ногам бытом, не подавил своей силой и умом, но помог освободиться от одиночества, от которого она так страдала в юности, помог поверить в себя и творчески состояться. Ну и, наконец, «привилегия» брака с Сартром подвела её к сюжету книги «Второй пол», к которой мы находим множество отсылок в данном трактате двух свободных людей. Собственная семейная жизнь стала для неё чем-то вроде Зазеркалья - чудесного, но опрокинутого, обратного отражения заурядных супружеских будней. О женской судьбе Симона высказывала в подобном ключе: «вязкое существование», в котором нет ни свободы, ни самоосуществления».

Мне бы ненавидеть её за то, что беспощадно выдает на всеобщее обозрение самые сокровенные мои мысли - одну за другой. Ненавидеть бы за то, что честно, без ужимок и прикрас (а это много, слишком много значит!) пишет о том, что хотелось бы на самую дальнюю и пыльную полку в мозгу запихнуть, чтобы однажды в ответ на вопрос: "О чем думаешь?" не ответить самого искреннего, настоящего, постыдного. Ненавидеть бы за то, что с таким упорством и трудом она описывает неизменные истины «быть женщиной прекрасно, а мужчиной предпочтительней». А я люблю её за ту самую откровенность, которой она наполнила свои строчки, её слова и мысли больно бьют по лицу и не дают одуматься. Потому что правда.

Мне ближе к середине словно открылось новое измерение - обличающее, честное, хлёсткое, всепроникающее отношение к тому миру, в котором мы живём. И от этого грустно, потому что снова правда. Она слишком близка мне. Казалось, что она залезла в мою душу, в те запыленные уголки моего мозга, содержимое которых я никогда и никому не решилась бы показать... Даже жутковато порой читать СВОИ бессвязные мысли, догадки, ощущения в таком точном изложении. Кажется, ничто еще не поражало меня больше, чем манифест Симоны и Жан-Поля.

У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла, прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…

— так писала о себе Симона де Бовуар, классик феминистской литературы. Историки называют Симоны идеологом феминизма. Сейчас слово «феминизм» в связи с некоторыми абсурдными законами многими воспринимается как нечто пафосное и направленное на ярую борьбу с мужчинами. Феминизм — это действительно борьба, но не с мужчинами, а за равноправие, борьба за прекращение дискриминации по половому признаку, борьба за то, чтобы женщин перестали считать «вторым» сортом. В «Аллюзии любви» мы встречаем постоянное пересечение с её монументальным «Вторым сортом». Симона, полагаясь на собственные исследования в разных областях (психоанализ, физиология, биология) доказала то, что на протяжении тысячелетий женщина становилась «добычей и имуществом» мужчины, раскрывает такие понятия, как «женский удел», «природное назначение пола», пишет о роли секса и первого мужчины в жизни каждой женщины.

Что такое феминизм лично для меня? Теория равенства полов, которая легла в основу женской борьбы за получение равных гражданских и политических прав для женщин. В принципе, цель феминизма уже достигнута - женщины получили равные права с мужчинами уже давно. Конечно, если много ущемлений женских прав, но связано со многими пунктами, с которыми и нельзя поспорить. Только мир заточен больше под мужчин, и с этим можно мириться. Да, многие мужчины до сих пор не считают, что женщины равны им во всех отношениях. Ну и что, да, не во всём равны. Юридически равны. А общаться ли с мужчинами, которые женщину за человека не считают - личный выбор каждой женщины...

Союз великих Бовуар и Сартра держался на уважении, общих интересах, общей культуре. Иногда появлялось увлечение на стороне, в этом признавались, иногда расставались, но все же старость они встретили вместе. И на кладбище они тоже покоятся вместе.
Вместе навсегда.

Спасибо огромное, Оля knigogOlic , за книгу)
Читаю вместе с Аней nezemna9_me4ta , поделишься своими мыслями потом:)

Прочитала в рамках "Нон-фикшн 2014":)

Комментарии


Вообще я с сомнением отношусь к подобным союзам, однако чаще всего женщины помогают творить и вдохновляют.


Мне кажется - они нашли друг друга. Никто другой не 'потянул' бы ни Сартра, ни Бовуар. Они в одной весовой категории.


Именно. Так и было. Им было хорошо вместе, у них был отличный союз и тандем, может быть и не столь одобряемый обществом, зато комфортный для них. После смерти Сартра у Бовуар не было ни сил, ни желания что-то делать, её постигла депрессия..
Они очень своеобразные и похожие в этом стремлении к свободе по всём, даже в отношениях. И Бовуар была права, что на таком доверии и строятся отношения, а не на штампе, который в сущности, даёт лишь юридические права после развода, как пример. Ну, а детей рожать они всё равно не собирались.


Когда вы успеваете так много читать?


Ой, да это не столь много, у меня тут в апреле из семи прочитанных книг, - один рассказ на 5-10 минут, одна книга на два часа чтения, остальные чуть подольше, одна из них большая была правда - 600 страниц.
Ну, как когда. Я в метро езжу - читаю, на ночь обязательно час почитаю. А вообще секрет прост: я быстро читаю..


Да все равно много. Я уже месяц мучаю один только "Список Шиндлера". Правда, я вот читаю медленно.


Ну, скорость у всех разная, я читаю средним темпом всё же, на сайте есть те, кто читает по 400 книг в год.. оО


Счастливые люди. Это фактически книга в день.


Какие сложные , философские книги ты читаешь, Наташ ! Молодец! Рецензия- блеск!


Спасибо, Оксан:) Книга достойна внимания)
Теперь надо выбрать время для чтения Симоны де Бовуар "Второй пол"..


Рада, что книга понравилась)
Тебе спасибо за рецензию и за иное прочтение:) Все-таки хорошо, что мы с тобой по-разному расставили акценты: ты - на Бовуар, я - на Сартра. Так интереснее))


Спасибо;) Да, определенно)
Я вон вижу у тебя опять там интересные книги, которых у меня нет, а хочется :DDDD


Слушай, я сама могу выставить целый список из книг, которых у меня нет, но ооочень хочется, чтобы были)) Для меня уже давно пора закрыть все сайты интернет-магазинов)
А ты скажи, это ж какие ты присмотрела? Любопытно)


Хех, это две книги Сартра как раз:)


Ох,Наташ, что никак не идет мне Сартр. Решила не мучиться, надеюсь, я когда-нибудь к нему вернусь.

Выскажусь насчет Симоны де Бовуар. Честно, прямь радовалась, когда читала. Радовалась, потому что все-таки насколько больше прав и свобод стало у женщин по сравнению с серединой 20 века, в том числе и благодаря Симоне. Я бы не сказала, что полностью с ней согласна, но я ей восхищаюсь. Пишет здраво и разумно, очень много отсылок к другим писателям и мыслителям. Согласна с ней, что институт брака, в таком виде как он есть сейчас, изжил себя, надо что-то менять. Насчет неизбежности измен - не совсем согласна, все зависит от конкретной пары. А еще она совсем не пишет про детей. Конечно в этой книге только выдержки из ее книги "Второй пол", да и тема книги не про то, но тем не менее... Очень интересно узнать ее мнение по поводу воспитания детей в свободном союзе, таком какой у нее был с Сартром.


Не дочитывай,
Спасибо за столь развернутый комментарий! Про измены. Не столь физические, сколько моральные они есть у каждого. Не так взглянул, подумала о другом и многое другое есть в жизни каждой пары, но нужно пережить это, вместе решить проблему. Тогда это будет пара, семейный союз, а не просто сожительство.
Симона де Бовуар считала, что рожать детей, у которых в свою очередь пойдут дети, — весьма однообразное и бездарное занятие, что самое лучшее — посвятить жизнь творчеству, ибо во власти писателя, мыслителя — создать мир, наполненный радостью. :)
А так я тоже не везде может согласна, но ширина и глубина мыслей очень задела, очень прям 'моё' . Про детей побольше найду, скину из Москвы)


А если все будут посвящать себя творчеству и не будут рожать - так вымрем же :))
Я думаю, и творчество, и семья важны, хорошо, если получается совмещать и одно и второе. Если к какому-либо творчеству душа не лежит, а зато в семье воспитываются прекрасные дети - это тоже здорово и это тоже в каком-то смысле творчество))