Больше рецензий

bezdelnik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2014 г. 13:19

327

4

Просветительский остросоциальный экшен.

Как же охарактеризовать жанр "Псоглавцев"? Это не ужастики Стивена Кинга, не реализм "Географа" Иванова и не исторический роман, освещающий проблемы прошлых столетий. Это всё сразу. Фантастика, основанная на культуре русского раскольничества, вскрывающая проблематику современных реалий. Звучит надуманно сложным, но книга проста и будет понятна каждому. Дальше аспекты, которые я выделил бы в этой занимательной книге.

Современная умирающая русская деревня. О, Русь! Узнаю тебя! Никому ненужная деревня, оставшаяся без работы после развала совхозов, отпускающая свою молодежь в города, существующая лишь благодаря старикам да местным алкоголикам, с одним магазином на всю округу, с перебоями в водоснабжении и подаче электричества, без газа, без дорог, при полном равнодушии со стороны местных властей - обыденное явление для любой местности нашей необъятной страны. Отсутствие перспектив, отсутствие желания чего-то добиваться, погребение всех надежд на процветание родного края, деградация, вымирание. "Русь моя, ты снишься многим./ Вещий сон всегда кошмар.../ И богатым, и убогим, / Всем достался этот дар!"

История о Св.Христофоре, о псоглавцах. До этого я не имел ни малейшего представления, что был такой святой, что какое-то время в православии была традиция изображать его с собачьей головой. Такого нарочно не придумаешь. Очень интересная веха мировой истории, пример переплетения монотеистической христианской религии и анимистического культа тотемизма. "Мир интересней, чем вам кажется".

Просветительская миссия автора в отношении русской истории. Любовь Иванова к родной культуре и истории заметна во всех произведениях. Его занимают все проявления самобытности жизни народов, населяющих нашу страну, триумфы и драмы, случавшиеся в их судьбах. Любовь к родному без стремления приукрашательства, принимающая и достоинства и недостатки, не отрекающаяся ни от того, ни от другого. Свое нежное чувство Иванов хочет передать как можно большему кругу читателей. Под видом книги приключенческого захватывающего жанра прячется рассказ об одном из трагических эпизодов нашей истории - расколе Русской православной церкви, об образовании религиозного старообрядческого движения. Понимая, что исторические книги большим спросом не пользуются, Иванов берет на себя миссию по просвещению в форме популярного жанра. Но здесь кроется для меня и недостаток книги. Автор скатывается к простому пересказу статей из Википедии. Без образности, скучным языком сухого перечисления фактов. Начинаешь думать, зачем такая подача, всё это можно и самостоятельно нарыть в Интернете, было бы желание.

Интересный сюжет, двусмысленность мистической стороны. Автор демонстративно отмежевывается от Стивена Кинга. Большую часть книги атмосфера постепенно нагнетается, но развязка не наступает, ничего фантастического не происходит. Автор допускает в мыслях персонажа возможные повороты событий в духе Кинга с оживающими бульдозерами, чудищами, выползающими из углов средь бела дня, но ничего такого не случается. Все нагнетание происходит лишь в голове героя. Все страхи рождает его воображение, его память, в которой как раз уже и сидят образы, произведенные современной культурой кинематографа и литературой в жанре ужасов. Но ближе к концу монстры все-таки вырываются на страницы книги, в сумасшедшей погоне они хотят разорвать на клочки главного героя, и думаешь: «Ну вот, все-таки Кинг». Но неожиданно чудовища объясняются наукообразным способом, с культурной точки зрения и этот ход выглядит очень красивым. И понимаешь: «Нет, не Кинг. Иванов».

Яркость и образность языка. Красота среднерусской природы, живые персонажи-жители деревни со своей простой речью без купюр, мастерское описание экшен-сцен. Картинка с высокой резкостью встает перед глазами о чем бы не рассказывал Иванов.

Не смотря на широкую рекламу этой книги, язык не повернется сказать, что Иванов погнался за коммерческой выгодой, написав роман в популярном жанре в угоду широкой публике. Кому-то может приглянуться лишь верхний приключенческий слой и он получит от него удовольствие. Но есть, конечно, и другие пласты, лежащие чуть глубже. Есть боль, неравнодушие, переживания по поводу судьбы своей страны и ее народа. Здесь есть жизнь, есть будущее нашей литературы.