Больше рецензий

osservato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2014 г. 12:19

327

4

Космос, нервная система и шмат сала.
Трактат в трех частях.
Космос у разных фантастов свой: у одних он поэтический (у Брэдбери пахнет корицей, у Кларка небо в алмазах), у некоторых (не будем показывать пальцами) это нечто плакатно-фанерное, над чем висит табличка "Космос". И много у кого это враждебная, опасная зона или неизведанная стихия. Вот у Павлова космос точно чужеродный и неприветливый, хотя действие романа ограничивается Солнечной системой. Кстати о чужеродном: щекотливая ксенофобская тема - это имхо уникальное явление в советской фантастике в том виде, в котором она раскрыта в "Лунной радуге". Не примитивные клише "будем дружить, ну и что, что фиолетовые" и "страдания над убитым разумным осьминогом", а мутация человека в экстремальных условиях, его психологическое состояние при этом и восприятие его окружающими. Одно дело поэт Брэдбери,вышедший далеко за рамки фантастического жанра, когда ты засыпаешь на заброшенной ажурной вилле, запорошенный кирпичным песком, и просыпаешься с глазами цвета жидкого золота, вполне этим довольный. Ежу ясно, что это поэтический образ, и необязательно под марсианином понимать строго марсианина, в конце концов у слова "чужеземец" много смыслов. Совсем другое - когда ежедневно ты рискуешь жизнью во имя/на благо человечеству (как это ни пафосно), а вместо благодарности получаешь страх и отвращение, в том числе своих же коллег и родственников. Текст романа достаточно невнятный, многие сцены трудно себе четко вообразить, но самая яркая - оскал двойного ряда зеркальных зубов экзота Меффа Аганна и паника Андрея Тобольского. Тут кто-то писал, что в романе хэппи-энд: какой же хэппи-энд, когда экзотов по сути согнали в резервацию, а потом под благовидным предлогом (да, безусловно, освоение дальнего космоса - причина серьезная) вообще выслали за границы Солнечной системы. Вы нелюди - вот и пиздуйте в другую галактику. Это притом, что экзоты вообще-то не самые последние люди по своим физическим, интеллектуальным и нравственным параметрам, а даже наоборот: вряд ли в космодесантники брали кого попало, и что они уже прилично потрудились на благо человеческой цивилизации. Очень достоверно и по-человечески.

– А разум в космосе есть, – сказал Горбовский. – Это несомненно. Уж теперь-то я знаю, что есть. Но он не такой, как мы думаем. Не тот, которого мы ждём. И ищем мы его не там. Или не так. И попросту не знаем мы, что ищем…

(с)АБС."О странствующих и путешествующих".
О, это про "Лунную радугу". Внеземной разум там настолько опосредованно проявляется, что кроме последствий его деятельности там по сути ничего больше и нет. В контакт никто ни с кем не вступал. Что ж, я люблю, когда в фантастических произведениях мертвая тишина и бескрайние ландшафты (я фанат "Свидания с Рамой"), но тут тема разума во Вселенной не раскрыта. И раз я упомянула рассказ Стругацких, вот еще интересная цитатка оттуда, ее, правда, оценят только прочитавшие ЛР:

– А что это такое – Голос Пустоты? – спросила Машка тихонько.
– Есть такой любопытный эффект. На некоторых направлениях в космосе. Если включить бортовой приёмник на автонастройку, то рано или поздно он настроится на странную передачу. Раздаётся голос, спокойный и равнодушный, и повторяет он одну и ту же фразу на рыбьем языке. Много лет его ловят, и много лет он повторяет одно и то же. Я слышал это, и многие слышали, но немногие рассказывают. Это не очень приятно вспоминать. Ведь расстояние до Земли невообразимое. Эфир пуст – даже помех нет, только слабые шорохи. И вдруг раздаётся этот голос. А ты на вахте – один. Все спят, тихо, страшно – и этот голос. Да, неприятно, честное слово. Существуют записи этого голоса. Многие бились над дешифровкой и бьются сейчас, но, по-моему, это бессмысленно… Есть и другие загадки. Звездолётчики многое могли бы порассказать, только они не любят… – Он помолчал и добавил с какой-то печальной настойчивостью: – Это надо понять. Это не просто. Ведь мы даже не знаем, чего ждать. Они могут встретиться с ними в любую минуту. Лицом к лицу. И – вы понимаете – они могут оказаться неизмеримо выше нас. Совсем не такие, как мы, и вдобавок неизмеримо выше. Толкуют о столкновениях и конфликтах, о всяком там различном понимании гуманности и добра, а я не этого боюсь. Боюсь небывалого уничтожения человечества, гигантского психологического шока. Ведь мы такие гордые. Мы создали такой замечательный мир, мы знаем так много, мы вырвались в Большую Вселенную, мы там открываем, изучаем, исследуем – что? Для них эта Вселенная – дом родной. Миллионы лет они живут в ней, как мы живём на Земле, и только удивляются на нас: откуда такие появились среди звёзд?..

Правда, похоже? А рассказ создан за 13 лет до написания первой части ЛР.
Нервная система моя изрядно попорчена, причем, не сильными эмоциями, а раздражением. Тут пресловутую первую главу уже обхаяли со всех сторон, но невозможно не добавить. Да, во многих произведениях, детективах особенно, очень эффектен прием, когда ты с первой страницы мокаешься в экшн, но обычно уже через пару минут начинают проступать какие-то сюжетные пояснения. Тут же первые двадцать страниц чувак мечется как черепашка-ниндзя в в канализационных трубах, и непонятно вообще, что делать,куда попал, куды бечь, кого позвать, кто виноват. Вообще, все минусы конструкции романа уже так подробно расписал EgorMikhaylov, что сложно что-либо добавить (и что писать теперь, а?аа?). Псевдонаучная терминология понапихана в текст в таком объеме, что от нее не продохнуть, и даже там, где ее вроде бы нет, текст воспринимается с трудом:

Лучистым фейерверком летели навстречу и во все стороны… нет, уже не искры — длинные и широкие (шириной с дорожный бордюр) рваные полосы неопределенного цвета. Глазам было больно смотреть, но зрелище, в общем, занятное… По мере продвижения драккара вперед радиант фейерверочной россыпи постепенно смещался кверху, и это создавало замечательную иллюзию скоростного взлета с набором высоты. Сначала под небольшим углом к горизонту, затем все круче и круче. Волей-неволей пришлось погасить фары: головокружительная скорость взлета навстречу нежно-зеленой заре плохо вязалась с черепашьими темпами проползания черных трещин, темных морщин и бугров по нижним экранам — видеть это было невыносимо.

Иллюзорная высота росла, скорость тоже. И вдруг «катастрофическая остановка» на полном ходу — в блистер будто плеснуло зеленой краской. Приехали… Машина глубоко продавливала ступоходами ледорит, корпус вибрировал от напряжения, а окно в подсвеченную зеленым сиянием полость расширялось томительно-медленно. Андрей поймал себя на том, что и сам он весь напряжен до предела: мускулатура как дерево — мышцы свело от нелепого стремления помочь машине быстрее выдернуть корму из вязкой среды.

Лирическая линия Тобольского выписана непонятно и в конце замята. Такое ощущение, что недоумевающему герою в награду вручили в конце концов длинноногую неправдоподобно влюбчивую врачиху, которую он вроде как и не просил.
Шмат сала. Я всегда почему-то делаю большую скидку фантастическим произведениям советского периода. Возможно, потому, что жанр вырос на скудной почве и не имел в свое время возможности полноценно равняться с мировыми образцами. Поэтому, если в романе земляне не летят покорять космос в дуршлаге, вооружившись дрелью и отбойным молотком, и не пытаются засеять Сатурн кормовыми сортами, я уже рада. Еще обычно от фантастики требуют, чтобы она была с одной стороны с летающими тарелками и дракончиками, а с другой стороны правдоподобной. В этом у нас мастер Булычев: когда он описывает космический корабль, сделавший аварийную посадку у м. Университет, непреодолимо тянет высунуться с балкона. Насчет правдоподобия в ЛР я уже выше написала, оно не везде, но есть. Со Стругацкими Павлову, конечно, не равняться, но: это роман этапный, наверняка в свое время ключевой, но, увы, неровный. Во всяком случае принимать его во внимание при обзоре советского фантастического периода в целом стоит.

Сало к борщу для дальней дорожки нарезала ксенокосатка-межпланетница. Всем мягкой посадки!

Комментарии


Сало героям борща!


недоумевающему герою в награду вручили в конце концов длинноногую неправдоподобно влюбчивую врачиху,


:o) плюсую, хотя правильно, что Валентину долой, куда ж со своим самоваром в Дальнеземелье


Я как-то с Валентиной момент совсем не поняла, к чему все это.


там были рассуждения о проблемах в семье, где кто-то экзот, мне показалось эту дилемму автор разрешил так: экзотам - экзотово: вручил ГГ-Светлану, а Валентине - обычного Г...... Но как-то это было скомкано и поспешно, Вы верно подметили. Хотя, наверное, там дети - самое важное.


Так Валентина свалила еще до того, как он стал экзотом. С ней потом связались, а она открестилась левой пяткой.


нет, я имела ввиду Нортон- то уже был семейным и вон как получилось, а в случае с Андреем автор может решил пожалеть читателя и заранее базу подготовил, чтоб легче потом её убрать, когда Андрей уже того.


Так с семейным, как я помню, жена оставалась до последнего - до собственно встречи мужа с Френком финальной, ее больше напрягало, что происходило что-то непонятное. Но мне кажется, там проблема была даже не в том,что он экзот, а в том, что в обществе принято всех иных грызть и ненавидеть.
А Валентина просто стухла. Может, как вы предполагаете, а, может, просто потому что повторять одну и ту же историю - моветон.
Но все равно меня больше всего пробесила Светлана со своим "люблюнимагу"


всех иных грызть и ненавидеть.

-это да.Валентина-то ушла, но Андрей- то думал, что это временно,тем более дочь у них.Но эта линия меня удивила, потому, как не очень по-советски это все, не очень в духе времени, особенно Светлана.Хотя,если бы Валентина 8 лет ждала и бросилась ему на шею, мне понравилось бы еще меньше. Светлана, показалась очень не к месту, но наверное, надо было показать, что дети экзотов - новое поколение осваивающих другие галактики.


Вы уже закончили спойлерить вовсю, я надеюсь? А то ведь кое-кто эту книгу ещё не читал.


да, я тоже про это подумала, извините.


А вот скажи как на борще, советуешь читать или нет?


Ты фанат советской фантастики и у тебя есть неодолимая потребность перечитать ейный маст-рид? Если нет, то необязательно.


Я мало смыслю в советской фантастике, это для меня Булычев и Стругацкие.


Тогда просто читни цитируемый рассказик АБС вместо.


Поздравляю, косатыч, отличный разбор, от которого веет возвышенным голосом лектора в звёздной темноте планетария :)


Главное, чтоб не голосом переводчика Володарского.


Мой выбор — Владимир Королёв ^^


а по мне - и Володарский норм. хотя, наверное, во мне просто говорит ностальгия))


Не, не люблю я гундосую озвучку:)


Володарский — специально поностальгировать о временах дикого видеорынка. А Королёв — дабы уловить абсолютно всё :))


Вот мне показалось, что там очень много советского, именно само восприятие проблемы экзота в обществе как непохожего элемента - очень близко понятию "все животные равны". И главное, что все герои мыслят в одном направлении - даже сами экзоты воспринимают себя как чужеродную болячку. Это все равно что остаться без ног - и самому ползти в дом инвалида, чтобы людям не портить настроение своим видом.
Кто не с нами - вперед в новые миры, а то ишь - гипертрофия самосознания, блин.