Больше рецензий

violet_retro

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2014 г. 21:41

795

4

…Пройдем к немецкой части экспозиции. Периодом расцвета экспрессионизма в Германии стало десятилетие с 1914 по 1924 годы. Одним из наиболее выдающихся представителей данного течения был Альфред Дёблин, творчество которого представлено здесь картиной «Три прыжка Ван Луня».

Это яркое, масштабное полотно, посвященное трагическому эпизоду китайской истории, но, тем не менее, напрямую связанное и с напряженной немецкой действительностью, тревожившей мастера в момент создания картины. Ван Лунь, образ которого является центральным, воплощает собой впечатляющую народную массу, поднявшуюся в революционном движении против маньчжурского правления. В то же время, это реальный исторический персонаж. Обратите внимание, какими резкими мазками выписаны лицо и одежда Ван Луня. Кисть Дёблина не стремится передать настроение или эмоции, что только подчеркивает всю эпичность полотна.

На заднем плане изображены другие участники событий. Присмотритесь, как выписан наряд бонзы Доу, с каким мастерством изображены многочисленные статуэтки богов, окружающие Ма Ноу, соратника Ван Луня. Для работы над этими элементами Дёблину пришлось провести немало часов за изучением книг о китайской истории и культуре. Многочисленные последователи движения у-вэй, изображенные в одной части картины позади центральной фигуры главы движения, выписаны не так детально, хотя отдельные лица и видны отчетливее прочих. Некоторые элементы картины повторяются снова и снова в разных вариантах и положениях, что можно считать некой отсылкой к зарождающемуся футуризму с его попытками изобразить движущийся трехмерный объект в двумерном пространстве. Заслуживают внимания и женские персонажи. В том, как их изображает Дёблин, видится некоторая порочность и чувственность, объединяющая их между собой. Данная особенность отсылает к другим работам мастера, где он изображает женщин в похожей манере.

Цветовое решение полотна вполне характерно для экспрессионизма. Дёблин использует только яркие, насыщенные оттенки. Красным цветом выписана та часть картины, где разворачивается батальная сцена, с жестоким натурализмом художник использует багровые и кроваво-алые тона. Характерный для экспрессионизма черный контур подчеркивает решительные лица людей и их традиционные прически-косички. Красный в сочетании с желтым использован и для одежд высокопоставленных вельмож в другом углу картины, зеленым выписаны заросли гаоляна на заднем плане и одежда бонзы, сам же Ван Лунь изображен в сером. Этот цвет призван подчеркнуть его колеблющееся положение. Принцип недеяния спорно сочетается с массовыми убийствами и жестокостью, поэтому такое цветовое решение логично выделяет и подчеркивает позицию центральной фигуры.

Наконец, говорящей является и сама позиция Ван Луня. Он не смог стать полноценным участником движения у-вэй, хотя и возглавил его, поэтому его обособленность весьма символична. Стоит также вспомнить, что его фигура является воплощением всего мятежного народа, поэтому такое положение выражает и все те сложности, с которыми приходилось столкнуться мятежникам. Конфликт конфуцианства с учением о дао, конфликт маньчжурского императора и народа, пытающегося вернуть трон династии Мин, все это отчетливо выражается в выписанной резкими штрихами центральной фигуре Луня. Дёблину мастерски удалось передать этот непосредственно связанный, но, в то же время, совершенно отдельный от всего происходящего образ…

Конечно же, никакой я не экскурсовод и «Три прыжка Ван Луня» - не картина, а книга. Но впечатление от языка автора настолько сильное, что представить себе полотно эпических масштабов крайне просто. Повествование не останавливается на движениях душ, оно описывает только действия, только внешние обстоятельства, только форму намеренно простым языком. Для времен написания романа это настоящий модернизм, да и современному читателю впечатлений хватает. Правда, можно отметить некоторое отсутствие динамики, но этот недостаток с лихвой компенсируют многочисленные отсылки и факты, связанные с китайской культурой. Скучно не становится. Становится ясно – знакомство с Дёблином стоит продолжать.

Освоила борщ по-немецки ради обожаемых баб и "Долгой прогулки".

Комментарии


Буду банальна: дастиш фантастиш!


Данкешён! Аллес фюр Вайбер унд Зуппе!


Доннерветтер, либбе фрау!


Вы прекрасны, я вам только за немецкий плюсану!
Ну как же приятно читать про "язык автора" в рецке на книгу, прочитанную на языке автора. А то все эти "девочки, ах, какой у автора Пупкина язык, так бы и съела с хреном" порядком улыбают. Какгрится, Маруся, это не у автора Пупкина, а у переводчика Шурупкина, и не смеши мои белые тапочки. :)


Спасибо, немецкий я нежно люблю.
С переводным текстом вообще нередко забавно получается, если язык нравится, то это мастерство автора по умолчанию. Переводчик виноват только тогда, когда в книге откровенные ошибки. А если красивости, пусть и взятые с потолка, то нормально, сразу чувствуется авторский стиль.


Фрау Марина, das ist etwas! Ты неподражаема :))


Спасибо, стараюсь как могу))


знакомство с Дёблином стоит продолжать

по Александерплац прогуляться :-)
А Вы художник... Аплодирую :-)


Я попробую более-менее придерживаться хронологического порядка) Так что Берлин еще только виднеется на горизонте, но в планах он есть.


Как же мне Ваши рецензии нравятся! Не удивлюсь, если и в этом месяце Вы получите 2,5 или 3 балла :-) Неожиданный ход с экскурсией :-)


А где баба с ведрами?


В шапочке из фольги, вестимо :))


Хм. Считаете, что рецензию можно сглазить? Не думаю, что какие-либо отзывы как либо влияют на их оценку судьями.


Спасибо! Трех баллов со мной пока что еще ни разу не случалось, так что я и не мечтаю)


я не экскурсовед

А жаль! Были бы единственной в мире представительницей этой фантастической профессии!
Es ist fantastisch!


Вы бы хоть сами перечитывали свои комментарии перед отправкой, какие единственные представители, о чем речь вообще?
Es ist schrecklich!


Наверное, в тексте имелся ввиду экскурсовОд, а комментарий выше - юмор насчет ошибки.


Вот черт. Товарищ выше привык писать неадекватные комментарии к любой рецензии с главной, поэтому я не усмотрела в этом тексте своей ошибки) Спасибо! Мой мозг как создал эту опечатку, так и видеть ее впоследствии отказался.


Вопщем неадекватная реакция на неадекватный комментарий к неадекватному тексту


Спасибо, что еще раз наглядно проиллюстрировали, почему я не воспринимаю ваши комментарии всерьез.