Больше рецензий
7 апреля 2014 г. 16:12
175
1
РецензияСтараюсь не читать книги подобного рода. Пару раз в книжном магазине пролистывал книжки Татьяны Устименко, иногда натыкался на куски её творчества в интернете, даже видел, как люди копипастили особенно понравившиеся наборы слов, дескать "цитирую". Но желание прочесть хоть что-нибудь "из Устименко" не возникало никогда. Тем более я не стал бы тратить деньги на бумажный вариант.
Но тут на обложке стояло имя Ольги Вольской, а так как я неплохо знаком с её прозой и стихами, я не мог пройти мимо и купил сеё творение. В том числе и чтобы поддержать молодого автора.
Сначала "книга" мне даже понравилась. Интригующий пролог обещал развитие главных героев, пошаговую подготовку к встрече с абсолютным злом или высшими силами - уж не знаю, как обозвать двух загадочных персонажей, представленных на первых страницах. Должно было, конечно, дёрнуть: многовато воды; - но я надеялся, что дальше будет по-крайней мере не хуже. Первые четыре главы я наслаждался атмосферой лёгкости и разнузданного веселья, я знакомился с главными героями, каждый из которых обязательно умел язвить, толкать двусмысленности и отвечать пошлыми шутками и штампами на всякую фразу товарищей. Сначала меня это забавляло. Нет, не смешило, - именно забавляло. Этакое ненапряжное чтиво до отупения расслабляющее мозг. Но потом бесконечные подколы и пикировки, "дружеские" перебранки и карнавал идиотских шуточек стали откровенно бесить. Некоторое время я ещё надеялся: вот-вот, сейчас начнутся скандалы, интриги, расследования, - этакие хитросплетения в духе Лоис макМастер Буджолд, только в фентези-сеттинге. Но нет! Нихрена. Сплошное бытовушничанье и всё то же безумное метание из стороны в сторону персонажей.
Персонажей в книге не так уж много, и я надеялся, что они раскроются, покажут себя, но и тут меня ждал облом. Изъясняются нелюди абсолютно не по людски. Бесконечные витиеватости и канцеляризмы, неуместные в речи (пусть даже это и люди будущего, но вы же писатели (!), вы должны перевести их язык на наш с максимальным приближением к нашему), вызывают только отвращение. Набивка знаков чувствуется физически, я даже могу с ходу назвать десяток мест, где можно было вычёркивать целые абзацы текста.
Герои изъясняются так, будто каждый два раза закончил журфак, и теперь у всех у них словесное недержание. Язык книги смазывает всё: начиная от описаний местности, заканчивая характерами. Вот этим разным фразочкам, брошенным местами, которые типа должны характеризовать персонажей ("он очень честный и прямой"), просто не верю, потому что как только герой открывает рот, оказывается что он хитрожопая язва, и всё, что он делает - это подкалывает своих друзей/врагов.
Дочитав первую часть, я вдруг понял, что в памяти не осталось ничего, кроме пролога и двух сцен, в которых не удалось затереть ширмой пошлости и без того невнятный сюжет. Сюжета, кстати, во всей книге - с гулькин нос. И на рассказ не хватит.
Остались в голове и смутные образы персонажей. Далее я приведу все образы, которые заслуживают упоминания, из обеих частей:
Госпожа Кардинал - сферическая девица в вакууме, которая нихрена не делает всю книгу, лишь томно вздыхает по Эрику ди Таэ.
Эрик ди Таэ - сферический ловелас в вакууме, который ни разу за всю книгу не подтверждает своей репутации. Пару раз замечен кардиналом в объятьях Виктора, и поскольку в башке у кардинала, как и у всех персонажей, пошлые и вульгарные дырки, она конечно же решила, что два взрослых мужика занимаются не борьбой, а еблей.
Виктор - характеризуется как байкер и оружейник. Он мог бы, конечно, подтвердить это куцее описание какими-либо действиями: например почаще валяться под мопедом, слушать хард-н-хэви, читать в журнале "Охота и Рыбалка" только разделы о ножах и ружьях, но нет. Он наивно думает, что если будет всех кругом называть "детками", носить безрукавку и беспалые перчатки, то автоматически станет байкером. Нет, Виктор, ты автоматически станешь уебаном. В общем-то так он себя и ведёт. И всего две сцены подтверждают его статус мастера механики и молота: сцена, где он просит Анну подать ключ на шешнадцать, и сцена, где на улицах Будапешта появляется автомобильчик, который если и упоминается в книге, то настолько редко, что возможно и не упоминается вообще.
Анна ди Таэ - что-то вроде главной героини. Должна являть собой пример всем девочкам-подросткам, каковы они - настоящие женщины. К концу книги количество произнесённых ею пошлостей достигает критической массы и полностью уничтожает произведение, как литературу. Эпитеты, приписываемые практически каждому её словесному высеру, набивают оскомину, хотя читай ты не ворочая языком: ядовито, ехидно, язвительно, лукаво, хитрожопо... Прошу прощения, последний добавил от себя. Её концентрированный образ размыт общей стилистикой книги по всем персонажам, отчего самыми яркими оказываются те, которые практически не участвовали в сюжете.
Хьюго де Крайто - пожалуй самый яркий образ, хотя в моём воображении внешность его сильно отличается от того, что было вброшено в текст. Где-то я уже видел такого мечника, и потому образ Хьюго скорее всего рисовался с него: остриженный под горшок (а как бы вы думали, он же - священник!), высокий, плечистый, юноша с резкими чертами лица. Почему-то рисуется крючковатый, даже горбатый, нос, как у Венсана Касселя, или даже Наполеона. Не угрюм, но на всё смотрит критически, даже с подозрением. Имеет чувство юмора, но никогда не улыбается. Ему всегда хватает ума не отвечать на тупые тычки и не ввязываться в перебранки, пусть и дружеские. Он не смел, просто лишён страхов. Импульсивен и заносчив, когда дело касается его принципов. Во второй части этот образ так же был убит, хотя один момент полностью соответствовал Хьюго и очень точно подтверждал его, как личность.
Отец Рид - сферический очкарик в вакууме. Ведёт себя как полный идиот на протяжении всей книги. Один из тех, кого в меньшей степени, затронули пошлости и шаблоны. Увы, образ загублен, поскольку иногда он катастрофически туп, что приподносится, как серьёзный пробел в мозгах, а не маска, а уже в следующей сцене Рид ведёт себя как нормальный человек, что вообще выбивает из колеи. Прообразом ему, очевидно, служил крусник 02. Неимоверно доставил в сцене накурки и попыткой оправдать всеобщее поведение на следующее утро. Два места - которые написаны в полном соответствии с образом.
профессор Криэ - очень редко появляется в книге. Скорее второстепенный персонаж. Избавленный от необходимости участвовать в дешёвой комедии положений, он с первой и до последней страницы хранит свой девственно чистый образ умудрённого жизнью профессора с неизменной трубкой во рту.
Арьята - непонятно зачем она появилась в этом хаосе. Увеличивает количество бессмысленного метания по локациям с полезной отдачей что-то около нуля.
сеньор Саграда - плетёт интриги, строит козни. Правда все его интриги и козни сводятся к банальностям: отправить неибацца сколько инквизиторов, чтоб захватить того-то; посадить этого кого-то под замок и ждать, когда придут орки его друзья и в лучших традициях быдло-гопников отпиздят неверных православных инквизиторов.
сарагосская рукопись - книга зла и "отче наш" в одном флаконе. Артефакт, который всю дорогу ищет невразумительная шайка. Может быть очень сильный артефакт, но скорее всего я не узнаю о его силе, поскольку "Чужое проклятие" кончилось, а чтение двух других частей меня просто убьёт.
Автомобильчик Митя - серебристый "линкольн". Сцена с его появлением могла бы быть пиздец какой душераздирающей, если бы авторы озаботились положить Виктора не под князя ди Таэ, а под этот самый автомобильчик. По-крайней мере одна сцена, и пятикратное упоминание загрузило бы в мозг образ Мити настолько плотно, что когда он наконец завёлся и поехал, я лично рыдал бы от счастья.
Оборотень-бард - бессмысленный и абсолютно ненужный образ, не играющий никакой роли. Встречается аж в двух сценах (зачем? Достаточно было одной песни о любви, где он и она смотрят друг на друга и смущённо отводят глаза). Красивый, но бесполезный персонаж.
Вторая часть качественно отличается от первой. В ней больше динамики, меньше бытовухи, меньше воды. Делается ставка на любовную линию, но прописана эта линия настолько топорно, что от каждого упоминания о любви становится муторно и тошно. Сцены сражения стёрлись из памяти. Их было так много за всю книгу. и они были столь однообразны, что слились в одну: на кого-то нападают, кого-то ранят, кто-то спасает раненого, через час всех похилили, и все снова подъёбывают друг-друга штампованными шуточками из интернета, затёртыми до дыр.
Кончается вторая часть (и вся книга) внезапно. И хотя из памяти практически стёрлась сцена из пролога, я смутно чувствую, что меня наебали. Где божества блять?!! Где Смерть и тот охуенно прокачанный старик-некромант, или кто он там?!! По какому принципу текст разбивался на главы? По какому принципу текст раздробили на части?!! По качеству? В книге должна быть логика. В книге должна быть завязка, кульминация, развязка. Этому учат ещё в школе. И если завязку я как-то наблюдаю, и кульминация вроде как есть, то развязку куда дели???????
А, ну да. Конечно. Читайте "Всё или ничего", там вы получите ответы на свои вопросы.
Я не хотел так распаляться. Но всему есть предел.
За свою жизнь я прочёл множество плохих книг. "Дети против волшебников", "Не убоюсь я зла", "Пробуждение каменного бога"... Но это. Это выше моих сил. Всякий раз, когда я сталкивался с очередной пошлостью, с очередной штампованной подъёбкой, что-то внутри меня умирало. С каждой страницей, с каждой сценой, с каждой фразой, брошенной главной героиней, я ненавидел её всё больше и больше. Если бы я встретил такую женщину в жизни, я бы не задумываясь вломил ей, как бы она ни была красива.
Кто-то скажет: "Ты ненавидишь её, значит образ вышел реалистичным." Пиздёшь. Это не образ - это собрание всех возможных клише и штампов о том, что говорят и делают девочки-подростки. Собрание непродуманное и убогое. Тупая язвительная сука. Ни разу не видел, чтобы все три качества присутствовали у одного человека. Тупая язвительная сука - вряд ли этот образ закладывался изначально, но получилось оно. Вот почему слово "любовь" никак не вяжется с этой тварью. Ссученые тупые язвы просто не способны на адекватное чувство.
Я бы мог распаляться и дальше, но и так уже превысил свой лимит гнева на неделю вперёд. Вот собственно это и всё, что я думаю. И боюсь, что ничего хорошего о данной конкретной книге сказать не могу. Нет, хорошее было, но очень мало. Сцена накурки - насмешила, описание того, как оборотень-менестрель пела, - пробрало до дрожи. Я бы вычеркнул две трети текста из первой части, и как минимум четверть - из второй. Я бы изменил композицию, убрал бы никчёмные сцены, добавил бы сцены, которые оправдали бы последние главы и персонажей. Ну и, конечно, я не взялся бы за "скандалы, интриги, расследования", если бы предварительно не продумал эти самые интриги и расследования. Скандалы - что уж говорить - удались: от них мутит, как от настоящих.
Комментарии
Много раз попадались восторженные отзывы о серии, и решила её прочитать. Но углубиться далеко не получилось, мозг был категорически против дальнейшего истязания. Полностью согласна с вашим отзывом, на все 100%