Больше рецензий

AnaRayne

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 апреля 2014 г. 13:55

214

4

Мне кажется, вторые названия здесь совсем не нужны. Камень Слёз появился ближе к концу книги и выполнил свою маленькую скромную роль, а вот Второе Правило Волшебника, как всегда, красной ниточкой проходит через всё повествование. Это прекрасная задумка Гудкайнда - вывести свод установок, имеющий прямое и правильное отношение к миру в целом и к людям в частности, и каждую часть странствий несчастного Ричарда подчинить одному из правил. Нисколько не сомневалась, что, чем дальше в похождения Искателя, тем суровей и обречённей они становятся. Нет, мы знаем, разумеется, что в результате хороших героев ожидает счастье и благоденствие, и всё-таки... какой ценой они придут к счастью и благоденствию? Уже во "Втором правиле" - секта прислужниц Владетеля, Дети Погибели (гибельные из сериала, они есть, ура) и сам Владетель подземного мира с небывалым могуществом в руках. Я не представляю - и даже не хочу представлять - через какие жуткие приключения придётся пройти Ричарду, чтобы всё наконец-то закончилось хорошо.
Тон происходящего уже резко сместился в сторону всё-плохо-надежды-нет. Ричард не использует второе правило волшебника, одерживая победу над злом, а для начала нарушает его и обеспечивает злу огромное преимущество. Собственно, вся книга - попытки Ричарда исправить сотворённое своими же руками. "Первое правило" больше напоминало сказочную историю с интересными, опасными, но предсказуемо пустяковыми странствиями - разумеется, Даркен Рал будет повержен в прах и пух. Только вот присутствие в сюжете морд-сит заставило меня насторожиться. Не зря, как выяснилось. Ричард заброшен в далёкие дали, без возможности видеть друзей, поставлен перед фактом своего гнусного происхождения и не менее гнусной (по его мнению) сути не просто Искателя, а ещё и волшебника, а ещё и волшебника, который владеет Магией Ущерба. Я ничуть не согласна с тем, что быстрая и упрямая убеждённость Ричарда в эгоизме Кэлен - нормальна и правильна, но ему и вправду пришлось нелегко.
Всё здесь страшное-страшное. Буйство убийц и насильников в Эбиниссии. Ополчение народа против Матери-Исповедницы. Бесы в головах людей. Добрые намерения, обернувшиеся смертью и жутью. Тем больше чувствуешь трогательность светлых моментов - например, меня до глубины души растрогала связь между Ричардом и детёнышем-гаром. Он не животное вовсе, а как маленький человечек, младший братишка Ричарда, привязанный к нему посильней, чем мог бы привязаться человек. Немного разбавляли общее гнетущее чувство восхитительные пререкания Ричарда с сестрой Верной и вообще то, что боевой и свободолюбивый Искатель устроил во Дворце Пророков. Да это же было потрясающе! Шокированные сёстры Света, лошадки, розочки из тайного сада... Я признаюсь в бесконечной любви к Ричарду - что ни говори, замечательный персонаж, и ничуть не картонка, нельзя не порадоваться его постоянному развитию, изменению, проявлению исключительности. Правда, исключительная личность. Если мне и казалось, что народ, называя Ричарда так, малость преувеличивает, то теперь уже не кажется. Исключительный человек... потому что его доброта и вера в светлую сторону всего и всех безгранична, непоколебима, огромна. Он готов любить весь мир - любить и спасать до самого конца, не важно, сколько усилий и душевных-личных жертв потребуется. Выбор в пользу мира, а не своей возлюбленной, наглядно показал это. Посреди хитропланов Владетеля и многочисленных правил волшебника (а ведь они явно принесут море неприятностей) люди могут быть спокойны, потому что у них есть Ричард.
А вот отношения Ричарда с Кэлен меня разочаровали в конец. Да, страдания Исповедницы насчёт невозможности любить и быть любимой, принятие Ричардом её вместе с магией, защита, забота, нежность - это всё здорово, было здорово, пока не превратилось в такую слащавую чепуху, что хочется пролистывать страницы. Во-первых, после огромного количества слов о великой любви, крепкой, вечной, настоящей, после заверений, мол, я никогда не буду сомневаться в тебе - Ричард ни разу не допустил мысли, что Кэлен его спасает. Волны страданий и бичевания самого себя - я недостоин её, она прогнала меня - и даже как вариант, как возможность не проскользнула у него здравая мысль. Это странно и не вписывается в суть их отношений. Во-вторых... И постельная сцена, до которой они всё-таки добрались, и отношения вообще изобилуют такими фразами, как "нежные раковинки ушей", "длинные стройные ноги", "горячий страстный поцелуй"... штампы, куча штампов не лучшего качества, и прелесть чувства между Кэлен и Ричардом стирается, потому что нет ничего особенного у них, трогательного, прекрасного, только бесконечная череда комплиментов, восхищения внешностью и клятв в вечной любви - а любовь не выдержала даже первое испытание доверием. Очень жаль.
А вообще-то мне хочется собирать коллекцию Правил Волшебника дальше. Терри Гудкайнд замечательно пишет. Его подробности и описания куда обстоятельней, чем у Джорджа Мартина и к тому же (прости, мастер, я люблю ПЛиО, и всё-таки) здесь они насыщенны, образны, ярки, и даже штампы встречаются не так чтобы часто. Хороший язык. Увлекательный сюжет. Сюжет, не лишённый смысла - искренне надеюсь, что суть не растеряется за оставшиеся девять частей. С одной стороны, с Правилами Волшебника отдыхаешь, наслаждаясь без лишних потрясений, а с другой стороны - и подумать, поплакать, порадоваться есть над чем. Это ещё не моё идеальное фэнтези, но что-то весьма близкое к нему.