Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

20 июля 2023 г. 14:11

9K

3 Как стать сверхразумом

У книги достаточно интересная завязка: в один ужасный день все люди старше девятнадцати сошли с ума и начали убивать собственных детей или при отсутствии своих — всех попавшихся на глаза лиц младше девятнадцати. Подростки и уцелевшие дети вынуждены спасаться всеми доступными способами — сбиваться в группы, убегать или же убивать ради собственного выживания. Сюжет состоит, собственно, из самого выживания с элементами road story, социальной тематики в духе "Повелителя мух" (нет цивилизации — нет правил, законы пишет тот, у кого самая большая пушка), жестокости в стиле старых-добрых слэшеров, неожиданных отсылок к Фрейду и Юнгу и крайне интересного (нереалистичного, но) взгляда на эволюцию. Повествование очень кинематографичное: слог простенький и динамичный, мало рефлексии и психологизма, зато достаточно экшна и литров крови. И, в целом, я могла бы поставить положительную оценку хотя бы за обоснуй и необычность апокалипсиса, да и читалось легко, а местами даже с настоящим интересом, однако книга совершенно одноразовая и, несмотря на возрастные ограничения, подростковая со всеми присущими жанру травмами — тупым главным героем с невероятной сюжетной бронёй и ореолом мессии, общей наивностью, простотой решения проблем, которые сначала представляют неразрешимыми, схематичными характерами и пафосом, возведённым в бесконечность.

Начинается всё с того, что Ник Атен, главный герой семнадцати годиков с поведением небезнадёжного гопника и отсутствием чётких планов на будущее, живёт свою праздную жизнь, а потом однажды возвращается домой, а там родители забили его младшего брата до смерти. На улице примерно всё то же самое: бесноватые взрослые, как зомби, носятся безмозглыми толпами за детьми и подростками, чтобы в прямом смысле порвать тех на куски. Нику удаётся сбежать из города. В пути он знакомится со своим будущим любовным интересом — восемнадцатилетней Сарой, к который вдовесок идут ещё две сестрицы, их можно не запоминать, ибо статисты для количества. Некоторое время они выживают вместе, переезжая с места на место, а потом натыкаются на коммуну выживших, собранную гиперответственным, но очень мягким юношей. Выживают уже вместе. В какой-то момент в коммуне происходит переворот и власть захватывает толпа вооруженных идиотов, которым никто и ничего противопоставить не может, вот они и бесчинствуют так, будто завтра уже не будет. По моим ощущениям, автор сильно не дожал, описывая переворот: вроде и есть жестокость, но страдают в основном всякие безымянные ребята, нет напряжения, а у Ника — сюжетная броня, распространяющаяся и на его приближённых. Ника не трогают ни поехавшие наркоманы, развращённые властью, ни зомбированные взрослые, которые в какой-то момент его просто поймали, перевезли через реку и отпустили на все четыре стороны, мол, на этом наши полномочия заканчиваются, твоё имя названо в сюжете, а мы можем убивать только безымянных ребят. Во всех коммунах, куда его заносит, он сразу каким-то удивительным образом вызывает уважение (а в одной едва ли не религиозный восторг), хотя максимум либо предлагает очевидные решения (у нас осталось две кружки солярки, без которой мы все умрем, конечно, мы не думали искать её в других городах, пока ты не предложил, Ник), либо стенает о своей Саре. 

Большую часть повествования меня ничего не раздражало, даже броня и пафос, но под финал несуразности посыпались, как из рога изобилия, так что моя оценка скользила к красным значениям. Во-первых, Ник пусть не по своей воле, но оставил Сару и друзей в общине под руководством наркоманов-садистов. Даже при Нике Сару едва не сделали общественной собственностью, пустив по кругу, только сюжетные доспехи спасали, и Ник видел и знал, как обстоят дела. Однако, несмотря на периодические заявления, что без Сары ему жизнь не мила и нужно срочно возвращаться к себе, он то отжигал с девицей, которая насиловала его, накачав наркотиками до полуовощного состояния, то погода была какая-то не такая, то по темноте идти как-то не хочется, то мотивация недостаточная, в общем, устраивал цирк и тянул время, как мог, пока я пробивала лоб фейспалмами. А потом включал переживание на максимум, мол, а вдруг ей там плохо? Если бы не сюжетная броня, то не факт, что он вообще нашёл бы её живой. Во-вторых, дублинские подростки на танках. Я могу поверить, что подростки без особых навыков могли бы освоить огнестрел, не лишившись конечностей, но не танки же, чёрт возьми. До сих пор гадаю, что это было и зачем, наверное, дань эпичности. В-третьих, обоснуй эпидемии безумия. Я говорила, что он хорош и необычен, но проблема в том, что он никак не коррелируется с действиями взрослых и законами природы. Допустим, эволюция действительно пошла по какому-то очень сложному пути, но цель любых эволюционных изменений — выживание вида. А как вид выжил бы, если весь молодняк, способный к размножению, перебит, а остальная часть популяции либо не способна из-за возраста и состояния здоровья (после сна на снегу и всевозможных инфекций, подхваченных в пути) к воспроизведению, либо максимально не заинтересована в нём? Сравнение человеческой общины и муравейника не выдерживает никакой критики, ибо люди просто не смогут функционировать в таком формате. Для муравейника не столь страшно потерять десяток или даже сотню рабочих особей, ибо они смогут быстро заполнить дефицит. Для человеческой стаи такая потеря ощутима, причём не из-за индивидуальности каждой конкретной особи, а из-за особенностей размножения и сроков, через которые можно получить взрослую дееспособную человеческую особь. Ну и непонятная жестокость: если цель уничтожение на уровне инстинктов, без вовлечения сложных чувств и сознательного разума, то к чему квесты с распятием на крестах, вышивкой на лицах, отрезанием конечностей с последующим наблюдением за медленной смертью жертвы? Это сложно, долго, бессмысленно и не свойственно животным. Конечно, хищники (те же кошки) иногда играют с жертвой, чтобы отточить навыки, но какие навыки прокачивает вышивка на лицах трупов — загадка.  В-четвёртых, автор, кажется, сломал таймлайн. Судя по смене времён года, от начала апокалипсиса до финала книги прошло всего полгода (по крайней мере, упоминается лишь одна зима с её тяготами), а от похищения Ника до его возращения в свою коммуну от силы месяц-два (он, конечно, двигался с черепачьей скоростью и везде останавливался, но не полгода же он потерял), но пока его не было у Сары родился ребёнок.  Допустим, зачали они его ещё летом, но зимой он никак не мог родиться при этом. В общем, под конец со временем творится что-то странное.  Ну и, в-пятых, битва с наркоманами-садистами оказалась смехотворной. Они всех так терроризировали, так терроризировали, но стоило один раз чуть-чуть побить главарей, как все резко переобулись, отказались от власти и даже толком не сопротивлялись. 

Первые  три четверти книги хороши, правда. Но обоснуй, натягивающий сову на глобус, и несостыковки портят слишком многое. Идея  интересная, а реализация подкачала.

Книга прочитана в рамках игры "Killwish".