Больше рецензий

Oblachnost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2023 г. 14:41

290

4.5 Размышления о космических полетах

Аудиокнига

Очень интересный сборник, который изрядно обманул мои ожидания. Почему-то до того, как начала читать, была уверена, что это юмористическая и даже сатирическая фантастика, навроде Станислав Лем - Футурологический конгресс , о забавных случаях в космосе, и о том, как хитроумный пилот из них выкручивался. И не потому, что я сужу об авторе по единственно прочитанной книге, так как читала у него и серьезные произведения, и не все из них были фантастическими, но вот именно такие ожидания от "Рассказов" были.
А оказалось, что это очень серьезные размышления, а порой и очень трагичные (большая часть рассказов так или иначе затрагивает тему космических катастроф), о покорении человеком космоса, о ловушках, которые могут его ожидать на этом пути, и так же обо всех сопутствующих сторонах технического прогресса, таких как человекоподобные роботы, глобальная компьютеризация и искусственный интеллект, и о том, что пилот должен в первую очередь полагаться на себя, а не на компьютеры.

Надо сказать, что Лем, в отличие от Азимова, вовсе не романтизировал роботов и отношения с ними. В первую очередь у Лема роботы и компьютеры не скованы по отношению к человеку никакими правилами робототехники, и могут вольно или невольно представлять угрозу для корабля и его экипажа. В сборнике показан достаточно большой отрезок времени, от первого тренировочного полета Пиркса, до возраста, который приближал героя к отстранению от полетов (в последнем рассказе Пиркс приближается с сорокалетию, а предельный возраст для полетов - 50 лет), и соответственно и техническое развитие и в кораблестроении, и в компьютерной и робототехнике, но автор через своего героя выказывает очень большое недоверие системам искусственного интеллекта. Чувствуется, что он много думал и размышлял над этой темой, и очень неплохо отразил свое отношение к этой стороне технического прогресса в своем сборнике.
Еще очень большое значение для сборника имеет то, что Пиркс обладал большой устойчивостью психики, а так же в своей работе полагался на собственный ум, силы и в немалой степени на интуицию, и именно это позволило ему не попадаться на иллюзии, вызванные техникой или человеческой психикой в трудных условиях, и в результате он стал довольно-таки серьезным экспертом среди пилотов, и к его мнению прислушивались.

И теперь коротко о рассказах сборника.

Испытание. Рассказ, при чтении которого я утвердилась во мнении, что это действительно юмористическая фантастика. Юный Пиркс в космическом училище. Он далеко не самый блестящий ученик: не самый умный, не самый старательный, и его внешние данные оставляют желать лучшего даже для него самого. Но тем не менее преподаватели выделяют его из общей массы студентов. В рассказе описан первый тренировочный полет Пиркса, при котором он должен был сам долететь до Луны и довести туда два ведомых корабля, и затем вернутся обратно. И в этом тренировочном полете Пиркс столкнулся с очень неожиданным препятствием, в виде... мухи! И это только кажется смешным, на самом деле Пирсу испытание далось ох как нелегко.

Условный рефлекс. Пиркс все еще студент, но уже завершающий свое обучение, и в начале рассказа он проходит испытание "сумасшедшей ванной". Это вполне реально-существующий психологический эксперимент по Сенсорной депривации, впервые проведенный и описанный в 1957 году, нам о нем на общей психологии рассказывали. Испытание "сумасшедшей ванной" состояло в том, что человека погружали в соляной водный раствор, и тело переставало получать какую-либо информацию из вне: осязательную (в т.ч. температурную), звуковую, слуховую, обанятельную. В результате через некоторое время лишенный внешних импульсов мозг отключается. Кстати, сейчас есть даже оздоравливающая процедура, основанная на сенсорной депривации, называется Флоатинг, считается, что супер расслабляет. В санатории, откуда мы только вернулись, она была, знала бы тогда, что это такое, наверное бы попробовала из интереса. Хотя и понять не могу, что там может быть приятного и расслабляющего, если учесть, что перед потерей сознание мозг человека испытывает панические атаки и наплыв галлюцинаций. По крайней мере, в сборнике это испытание считалось одним из самых сложных, и все студенты его жутко боялись.
Но Пиркс показал очень хорошие и даже феноменальные результаты на этом эксперименте, и именно поэтому куратор отправил его на практику на Станцию Менделеева на Луну, потому что там недавно при загадочных и невыясненных причинах погибли оба находящихся там астронавта. И это была одна из иллюзорных ловушек, первая, с которой столкнулся Пиркс.

Патруль. Рассказ описывает столкновение Пиркса со второй такой иллюзией. И до того, как Пиркса отправили разбираться в чем дело, несколько кораблей успели пропасть без вести на одиночных патрулях. Интересная с технической и психологической точки зрения ситуация, когда такая обманка, эдакий технический блуждающий огонек, приводила к гибели одиноких космических путников.

Альбатрос. Очень трагическая история, в которой Пиркс стал свидетелем гибели и длительной агонии космического корабля. Сверхкомфортабельный пассажирский межзвездный лайнер, на котором летел Пиркс, получил сигнал SOS, и капитан корабля принял решение изменить маршрут для помощи погибающему, а Пиркс, как опытный к тому времени пилот, спустился в рубку, и был принят там как свой. Где и получил возможность из первых рядов наблюдать за гибелью Альбатроса, так как ни один из спешащих на выручку кораблей не смог ничего сделать, а один из первых прибывших чуть сам не стал жертвой.

Терминус. Тоже очень грустная история. Пиркс стал навигатором на старом корабле пережившим космическую катастрофу, в которой в результате столкновения с метеоритом погибла вся предыдущая команда. И кроме самого корабля, уцелел еще и робот по имени Терминус, ставший свидетелем гибели экипажа, и теперь постоянно воспроизводивший последние минуты его жизни. Честно говоря, было очень жалко Терминуса, он очень душевный и несчастный у автора получился. И все эти описания, как Терминус поил водой мышей и "дружил" с котом, делали его еще более человечным. Но поступок Пиркса по отношению к роботу все-таки был оправдан, хотя в дальнейшей Пиркс явно испытывал перед Терминусом чувство вины.

Охота. Рассказ, в котором один из роботов нового поколения вышел из-под контроля и стал нападать на людей на другой планете. Робота надо было обезвредить, и на него началась настоящая охота, в которой и принял участие Пиркс. Очень неоднозначный рассказ, в котором и поведение робота выглядит очень неоднозначно.

Рассказ Пиркса. Рассказ о том, как Пиркс столкнулся с доказательством существования внеземной цивилизации, и ничего не смог при этом сделать, и это доказательство так и уплыло в дебри космического пространства вместе с метеоритным роем, с которым и выплыло. Совершенно дурацкая ситуация, в которой оказался Пиркс, который в тот момент был командиром корабля на космическом сборщике металлолома, отчасти выглядит весьма трагикомично.

Несчастный случай. Здесь Пиркс оказался в роли исследователя другой планеты. И этот рассказ тоже очень сильно связан с роботами. Собственно в самом конце вахты, которая уже сильно тяготила троих членов из-за того, что они явно не сошлись характерами, пропал робот-исследователь. И исследователи отправились его искать. Здесь было очень много описаний, и довольно интересно описано восхождение на отвесную скалу, которое предпринял Пиркс. Чувствуется, что автор либо сам являлся альпинистом, либо много общался с ними.

Дознание. Это самый интересный на мой взгляд рассказ сборника. Пирксу предложили стать командиром в экспериментальном полете, в котором часть экипажа была человекоподобными роботами, и дать оценку действиям каждому из членов экипажа. При этом роботы были настолько человекоподобными, что их невозможно было отличить от человека без использования технических средств. Они ели, спали, выдавали все нужные человеческие реакции, у них даже кровь шла при мелкой травме.
И, самое главное, на начало полета Пиркс не знал, кто из членов экипажа люди, а кто нет. Всем участника полета запретили выдавать Пирксу эту информацию, хотя некоторые запретом явно пренебрегли (вполне возможно по приказу организатора, так как изрядно морочили Пирксу голову). Рассказ начался со слушаний в трибунале, так как в полете на корабле случилась авария, и он чудом избежал гибели всего экипажа (человеческого само собой), а человекоподобный робот стоивший миллиарды долларов был в процессе сильно поврежден. Единственный минус рассказа в том, что я так и не поняла в результате, один робот был на корабле или нет.

Ананке. Еще одна космическая трагедия. Пиркс прилетел на Марс, который он сильно недолюбливал, и стал там участником пирушки по случаю прибытия на планету первого межзвездного многотоннажника, успешное примарсение которого решало разом множество проблем со снабжением. Но торжественная встреча Ариэля не состоялась, корабль зрелищно и ярко погиб при просадке вместе со всем экипажем. Тут же была созвана чрезвычайная комиссия, нужно было срочно выяснить причины гибели корабля, так как на подлете к Марсу были еще два таких же многотоннажника. И Пиркс без особого желания стал одним из ее экспертных членов и единственным пилотом в комиссии.
Завершающий рассказ цикла получился грустным и философским. Во-первых у Пиркса уже приближался возраст, когда несмотря на весь свой опыт и мнение, к которому многие прислушивались, он уже подходил к завершению своей звездной карьеры. Во-вторых, как ни надейся на компьютеры, но даже тут человеческий фактор решает чрезвычайно важную роль. Ну и в-третьих тут много говорится о том, что космос и исследуемые планеты вовсе не обязаны соответствовать ожиданиям и надеждам человечества.

Озвучка оставила двоякие впечатления. С одной стороны голос исполнителя мне понравился, но звукорежиссеру нужно руки оторвать, и уши заодно. Книга очень неспешная, иногда даже тягучая, наполненная размышлениями и описаниями. Были моменты, особенно на описаниях, когда мне было сложно удерживать внимание на книге, и порой приходилось прокручивать назад, даже иногда на 2-3 трека (они небольшие по 5-8 минут), чтобы выяснить, на каком моменте я потеряла нить сюжета. Вот так слушаешь слушаешь, а потом вдруг понимаешь, что не имеешь никакого представления о том, как герои оказались в таком-то месте и в такой-то ситуации. И второй изрядный минус - музыка, которая хоть и вполне соответствовала сюжету, но частенько шла фоном к аудиодорожке, и жутко при этом мешала. Книга и так не самая легкая, и требует усилия по своему восприятию, а тут еще и не понятно, что слушать, текст или музыку, и приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы слушать и слышать текс, а не ее. Особенно остро я ощутила это в самом конце аудиокниги, а точнее на 67 треке второго диска. Там весь трек шла фоном электронная музычка состоящая из нескольких постоянно повторяющихся нот. Это был полный трындец, у меня чуть мозг не взорвался. Эта музычка сама по себе то еще испытание для ушей, а слушать под нее аудиокнигу вообще невозможно. Ты слышишь только ее, и никакие усилия сконцентрироваться на тексте не помогают. Я три раза начинала слушать этот трек, и три раза бросала не дойдя до половины. Несколько минут, и здравствуй, головная боль! В результате пришлось снять книгу с полки, найти этот кусок и прочитать его глазами. Потому что по другому никак, это не озвучка, а форменное издевательство над слушателями. При этом исполнитель мне хорошо знаком, и такой феноменальной подставы от книги в его озвучке я не ожидала.
Книгу читал Сергей Кирсанов.

Огромная благодарность читателю Valoissa за рекомендацию этой книги! Замечательно! Большое удовольствие получила при чтении.