Больше рецензий

13 июля 2023 г. 18:23

227

5 "Главное, самому себе не лгите..."

Самая известная и знаковая пьеса Артура Миллера. Огромное число постановок, несколько экранизаций, ряд престижных литературных премий - всё по делу, всё по достоинству. Пьеса действительно шикарна. Здесь хорошо всё: сюжет, персонажи, авторские приёмы, проблематика.

Вилли Ломан - живое воплощение "американской мечты". У него прекрасная семья - жена, двое замечательных сыновей. У него свой дом, автомобиль и престижная работа представителем фирмы по продаже потребительских товаров. Вся его жизнь полна надежд и больших ожиданий. Правда, такая идиллическая картина существует только в голове главного героя. В реальности всё немного иначе. Вилли довольно посредственный работник, с возрастом растерявший квалификацию. Большая часть жизни ушла на усилия достать ещё немного денег, чтобы заплатить очередной платёж по бесчисленным кредитам: за дом, автомобиль, учебу, холодильник, страховку. Сыновья не оправдали ожиданий Вилли, да и сам он с детства прививал им сомнительные ценности (например, не осуждал, когда они что-то подворовывали) и не очень-то занимался ими. Конфликт старшего сына Бифа, перспективного спортсмена, с отцом сразу после выпускных экзаменов фактически поставил крест на судьбе мальчика. Он не стал поступать в университет и ушел из дома. Младший сын Хеппи тоже не подает особых надежд и не стремится чего-то достичь. Тем не менее Вилли продолжает убеждать себя и окружающих, что всё у его семьи хорошо.

Спустя 10 лет Биф возвращается домой в надежде что-то изменить. Но видит, что порочный круг лжи и самообмана Вилли уже не преодолеть. Понимает это и Вилли. Его связь с семьёй и реальностью постепенно теряется. Он начинает медленно сходить с ума и в итоге решается на отчаянный шаг - подстроить свою смерть ради последнего "подарка" во искупление своей вины перед старшим сыном - 20 000 долларов страховки для начала "новой" жизни...

Миллер в своей пьесе в первую очередь в пух и прах разбивает иллюзию пресловутой "американской мечты", мир мнимого счастья и благополучия. Простому человеку редко удается реализовать формулу "много работать = стать богатым". Жизнь в кредит съедает большую часть заработанного да ещё и гонит на поиск дополнительных денег дабы (не дай Бог!!!) не просрочить очередной платёж. И так, за редким исключением, вынуждена жить большая часть американских обывателей. Правда, итогом этой безумной гонки может стать ситуация, когда спустя 30 лет выплачен последний платёж за дом, а жить-то там некому. Да и зачем жить в мире, где "мёртвый ценится дороже живого"? Конечно, не всё так безнадёжно в этом мире. Есть люди, способные на искренние чувства и готовые протянуть руку помощи. Только герои уже не в силах принять всё это.

От Миллера в пьесе достаётся и главным героям. Они ведь не только жертвы обстоятельств. Большинство неприятностей в их жизни происходит благодаря собственным глупости, самоуверенности, легкомыслию, гордыне и много чему ещё. По заслугам получают всё члены семьи Ломанов. Отец за большую любовь к обману и самообману, трусость и нежелание что-то менять в своей жизни и жизни семьи к лучшему. Мать за потакание отцу. Старший сын за излишнюю гордыню - за много лет он так и не попытался как-то сблизиться и примириться с отцом. Младший за свою легкомысленность и никчемность. Всё это в совокупности и приводит к закономерному финалу. Трагедия семьи Ломанов - трагедия всего современного автору американского общества. Погоня за сомнительным благополучием, фальшивые ценности, отрыв от реальности, самообман, потеря связи между людьми, разобщение и атомизация - во всём этом Миллер видит огромную опасность не только для Америки, но и для всего человечества.

Пьеса у Миллера получилась просто на высочайшем уровне. Насыщенная, динамичная с интересными приемами передачи действия. Мне, например, очень понравился приём смешения времен - когда действие происходит и в прошлом, и в настоящем. Словом, есть чем восхититься при прочтении. Очень рекомендую!

P.S. Кстати, идея жертвенности собственной жизнью ради страховки для родственников не нова. Буквально недавно читал повесть Андреева "Жертва" (1916). Там сюжет тоже вокруг этого закручен. К слову, повесть так себе. Средненькая получилась.

Источник