Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2014 г. 15:53

1K

3

(Удерживаю себя от соблазна заглянуть в чужие рецензии. Нет, нельзя! Иначе вообще ничего не смогу сформулировать – и так-то в голове невесть что творится!..)

Знаете, а мне этот бонус понравился!
Нет, не так.
Как книга, как произведение литературы, считаю, роман не удался. Но, с другой стороны, можем ли мы к «Человеку без свойств» подходить с обычными мерками – книга-то не закончена?.. А не закончена – это же не значит, что просто оборвана. Это можно понять, что и недоработана, не отредактирована и пр. Вот и спишем все недостатки на то, что автор и так-то был сильно нездоров в последние годы, а тут и времени не хватило отточить свой стиль, убрать лишнее, выбрать главное и скомпоновать то, что мы бы и оценивали как готовое произведение.

Но книга при этом меня зацепила. И считаю ее сильной стороной то, что она пусть и не универсальна (далеко не каждый тип читателя найдет в ней что-либо для себя), но довольно насыщенна - настолько, чтоб хоть какие-либо строки, мнения, рассуждения отозвались в читательской душе.
Попробую разобраться в своем восприятии этой книги...

Жанр? Трудно сказать...
Не исторический, нет - хоть и рассматривается автором конкретная историческая ситуация: отношения Германия-Австро-Венгрия в начале прошлого столетия - но все же невооруженным глазом видишь, что главное для писателя не анализ исторических событий и политических коллизий.

Психологический? Тут тоже задумаешься: казалось бы, человеческое нутро выворачивается и предлагается нам для рассматривания, но при этом что-то не то...что-то не то... Не сказала бы, что анализ внутреннего мира персонажей есть главное в романе.

Может, философский? А вот тут я бы сказала по-другому: философический. Чувствуете разницу?! И знаете что я откопала в недрах интернета? Я нашла термин «философическая интоксикация». Друзья! Хоть психиатры и говорят, что подобный диагноз присущ подросткам, больным шизофренией, но не кажется ли вам, что этим заболеванием страдали многие персонажи романа, а возможно, и сам автор?! Посудите сами: главный симптом - «настоятельная потребность анализировать происходящие события, а также собственный внутренний мир, механизмы автоматизированных действий, мотивы поступков окружающих людей, собственные реакции, используя философско-психологическую терминологию, неологизмы. Пациент перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия» с окружающими, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом «философической интоксикации» носит навязчивый для окружающих характер. Близкие люди отмечают чудаковатость в его поведении, нежелание и неумение решать обычные житейские проблемы в связи с их постоянным философским осмыслением и склонностью теоретизировать по любому поводу». Ну? Что я вам говорила?

Перейдем к системе образов. При том, что практически все персонажи показались мне несколько помешанными и чаще неадекватными, все же в моем восприятии они разделились на две категории: пародийные, порой гротескные, оставившие меня равнодушными, и – более-менее реалистичные, вызвавшие у меня заинтересованность и эмоциональный отклик.

К первым, которые не вызывали у меня ни симпатии, ни сочувствия, я отношу практически всех: и различного уровня государственных деятелей, политиков, дельцов - граф Лейнсдорф, миллионер Арнгейм, министр Туцци, генерал Штумм, философ Мейнгаст; и женщин самого разного пошиба – дива салона и муза «параллельной акции» Диотима, чрезмерно озабоченная нимфоманка (по определению главного героя и по моему тоже) Бонадея, фанатичная ницшеанка Кларисса... Все они у меня вызывали внутреннее содрогание: карикатурные изображения напыщенных деятелей, патетичных пустословов, людей, топчащихся на одном месте, изо всех сил изображающих себя участниками жизненно важных процессов – а на деле выпускающих смешной пшик и ничего более. Ох уж эта деятельность ради деятельности, речи ради речей, цели ради целей. Ох уж эта экзальтированность, эта псевдодуховность, которыми все перечисленные персонажи размахивают как флагом. Бр-р-р.

Но кто же меня заинтересовал?! Буду неоригинальна, пожалуй: ГГ Ульрих и его сестра Агата. Да. При этом я хотела бы развидеть и расчитать последние главы – из опубликованного посмертно, ибо мне всё описанное в них не понравилось (почему? возможно, я слишком щепетильна и ханжески настроена, но тот поворот в развитии братско-сестринских отношений, который смакует автор, вызвал у меня тошнотворную реакцию. Впрочем, не зря роман «Человек без свойств» некоторыми исследователями воспринимается как сублимация - «попытка самолечения от инцестоневроза». Думаю, основания для таких утверждений есть.)

Так вот, мне показались очень интересными эти два образа!!!
И я не согласна, что Ульрих – человек без свойств. Как это так? У него развита критичность мышления, здравый скептицизм, его нельзя назвать фанатиком – он человек думающий, анализирующий, имеющий свою точку зрения. А уж насколько он был противоречив в своих измышлизмах – так кто из нас может похвастаться своей стопроцентной последовательностью и логичностью высказываний? В любом случае, я видела в его действиях и речах перманентное стремление отыскать истину, разобраться в происходящем, и пр., и пр.- впрочем, всё это мы уже перечисляли выше в качестве симптомов психического отклонения.
Но даже если воспринять говорливость Ульриха как проявление болезни – все равно: мне он симпатичен! А уж то, что он со снисходительной иронией смотрел на многих персонажей, - это вообще сделало его близким мне и почти родным: еще бы! Если бы не его критическая насмешливость, я вообще подумала бы, что у меня проблемы с головой, настолько, повторюсь, для меня была страшна и ненормальна бОльшая часть героев романа.
И сюда же я отнесу Агату – умную, вдумчивую, насмешливую, во многом свободную, боящуюся безликости и пустоты – в общем, двойника, или, по их фантазии, «сиамского близнеца» Ульриха.
Мне они показались близкими по многим-многим параметрам (вот только говорили бы они меньше!). Да более того – они мне напомнили (да простят мне эту параллель все, кто со мной не согласится) мой любимый литературный дуэт – князя Андрея Болконского и его сестру княжну Марью. Почему-то уверена, что окажись Андрей и Марья в романе Музиля, они вели бы себя сходным образом.

Что касается проблематики романа... Из нескольких десятков (а может, и сотен) тем, которые так или иначе были затронуты в романе, мне ближе (и понятны) те, в обсуждении которых участвовали мои любимые персонажи – Ульрих и Агата. Я задумывалась вместе с ними над теми или иными вопросами, тоже пыталась докопаться до истины (хм, может, «философическая интоксикация» заразна?!), частенько отвлекалась от текста и подбирала свои аргументы и доводы по данной теме. К таким, взволновавшим меня, вопросам можно отнести дискуссии на тему души и поиска оной, о морали, о преступлении, о любви, о ханжестве...

И последнее, на что я хотела бы обратить внимание, в том числе и свое: стиль Музиля, его язык... Еще раз категорически настаиваю на том, что нельзя оценивать роман как готовое, законченное произведение: я бы предпочла воспринимать всё прочитанное как сырье для возможного романа.
Так вот, в этом сырье есть и оригинальные, и остроумные выражения мысли, порой даже хотелось их обдумать или запомнить себе на будущее. Смотрите сами: «У нее было такое чувство, что улыбка, которую ей удалось изобразить, маячит очень далеко от ее ледяных губ», «Здорового от душевно больного отличает то, что здоровый страдает всеми психическими болезнями, а душевно-больной — только одной», «Чтобы легко пройти в открытые двери, надо учитывать тот факт, что у них есть твердый косяк»...

Эх, хотелось бы еще поговорить о книге, поспорить по поводу каких-либо постулатов, заявленных автором (или персонажем)... Но, вспомнив, как тяжело было пробираться сквозь бесконечные словеса, заставлю себя остановиться.
Друзья! Я готова вам посоветовать эту книгу, но... Но проверьте, выполнена ли у вас хотя бы половина условий, которые я выдвигаю:
1) Вы достаточно прожили, немало повидали на своем веку И/ИЛИ вам свойственно задумываться о жизни, о ее смысле?
2) У вас имеется свободное время (не менее пары месяцев), когда вы смогли бы – не торопясь, со вкусом, с периодическими возвращениями к прочитанному – смаковать то, что вам предложено автором?
3) Вы способны воспринимать книги БЕЗ сюжета?! Да-да, книги, в которых сюжетная линия теряется за множеством (я ж говорю, десятками, а то и сотнями) тем и проблем, активно обсуждаемых на страницах романа?
4) Вы неравнодушны к вопросам политики, у вас имеется своя позиция, свои убеждения о взаимодействии общества и государства?
Если здесь хоть что-то сказано о вас, то – добро пожаловать в мир недописанного романа Роберта Музиля! А я подожду, когда вы напишете свой отзыв о нем...

КНИГА ПРОЧИТАНА В РАМКАХ ИГРЫ «ДОЛГАЯ ПРОГУЛКА», ТУР III, БОНУС.
Спасибо, было трудно, но не бессмысленно!

Дорогая моя команда «Знак четырех»: Вика sola-menta , Вадим serovad , Анатолий strannik102 !
Ох и нелегко это было, сами знаете....
Но... один за всех и все за одного!

Комментарии


Замечательно!!
Насчет ф.интоксикации - прям в точку! :)) И да - есть в ней что-то заразное...

1) Вы достаточно прожили, немало повидали на своем веку и вам свойственно задумываться о жизни, о ее смысле?


Как интересно. А я бы наоборот посоветовала тем, кто помоложе. Мне кажется они все-таки больше склонны искать смысл в жизни и интересоваться философией. А те, кто постарше, чаще понимают, что просто жить может быть гораздо интереснее, чем что-то в ней искать :) Хотя читательский опыт, конечно, нужен :)


Да, Вик, ты попала в точку: я, пока читала, постоянно думала о том, что мне лет в 19-22 была как раз свойственна вот такая потребность в обдумывании и проговаривании всего и вся.
НО!!! Ты знаешь, мне кажется, в силу специфики этой книги, молодому человеку будет оооочень тяжело сквозь нее продираться....
В общем, противоречивый у меня к этому подход)))


Вы правы, мне кажется, если что и отличает Ульриха, так это в силу его неукоренённости в "нормальной жизни", приземленной практической деятельности и обязательствах перед другими людьми - некоторая задержка в душевном развитии, ТО ЕСТЬ ПОПРОСТУ ИНФАНТИЛИЗМ. То есть он застрял в 22-летнем возрасти. Но в этом и его спасение - у него ещё сохранилась неокостенелость мышления и присущая молодости способность "открыть" что-то. Это медаль с двумя сторонами, то есть он предчувствует существование жизни более высокой и значительной (а та, которую ведёт он и все прочие - фарс и абсурд, трагикомедия), но ещё не знает пути к ней. И мне кажется. концовка романа была бы парадоксальной- все окончательно пришли( вместе с Империей) к своему крушению, но достигнув дна, Ульрих наконец понял бы окончательно, чего именно так не хватает ему и миру в целом.


Согласна с тем, что книгу было бы интереснее читать лет до 22-25. Потому что после - института, много раз разбитого и благополучно сросшегося сердца, первых поисков работы, первых заработанных денег и проч. - немного опускаешься на землю, перестаёшь искать в книгах умные мысли и начинаешь стремиться к чему-то более основательному, чем философские выкладки, красивые формулировки и многоэтажные умственные построения.
Я точно знаю, что эта книга понравилась бы мне в 15-17 лет, когда сложное и умное для меня были синонимами интересному. Что уж говорить, я тогда даже с жанром фэнтези не была знакома, потому что это ж было несерьёзно!


Вот-вот-вот :)


Да! У меня такой период - причем ЯРКО выраженный - был с 19 до 23х. К примеру, тогда я зачитывалась Бердяевым, Лосевым, буквально выучивала наизусть "Белые одежды" Дудинцева.
Но я прикинула на наше время - почему-то я подумала, что в наше время несколько по-другому всё. Или нет? Я недооцениваю современных старших подростков и юношей?
Или недооцениваю книгу?


Не знаю. Вроде бы, и сейчас разные подростки попадаются. Но всё равно у них у всех т.н. клиповое сознание: не могут долго держать внимание на чем-то одном. У меня и самой такая проблема появилась с тех пор, как я подключила интернет) Теперь вот я радуюсь, что в детстве-юношестве моим единственным девайсом был калькулятор)
Но есть и очень увлекающиеся дети/подростки, которые готовы, могут и хотят читать сложное и умное.


Угу. Соглашусь с вами.
Подумала...
Сделала поправку: в п.1 добавила слово ИЛИ. Это убирает привязку к возрасту))


Ага, например, ребятки из ЧГК :)


А я вот никак до Бедряева-то и не доберусь.
По мне, так мало какой подросток или даже юноша (соответственно и девушка) возьмут просто так произведение это. Во-первых, тут было мало отзывов (в районе пяти) до выдачи задания бонусного, во-вторых, прочитавших тоже было немного. Значит, делаем вывод, что не очень популярно в России для прочтения..


перестаёшь искать в книгах умные мысли и начинаешь стремиться к чему-то более основательному, чем философские выкладки, красивые формулировки и многоэтажные умственные построения.

не совсем для подростков чтиво то уж, надо сказать)))
это же не Парижские Тайны)


ГГ Ульрих и его сестра Агата

О да, да! Правда, я не стала буквально воспринимать их отношения и физическую тягу как что-то ненормальное, извращенное.

И с условиями согласна на все сто, хотя сюжет все-таки там есть, но, возможно, для многих читателей он теряется в "словоблудии" автора. Лет 10 назад я бы не смогла эту книгу нормально воспринять, в молодости все куда-то торопишься, не хочешь копать глубоко... Хотя, возможно, у всех по-разному.


Правда, я не стала буквально воспринимать их отношения и физическую тягу как что-то ненормальное, извращенное.

Да, я тоже постаралась как-то задвинуть это в угол и особо много не размышлять на эту тему....

Спасибо за отклик!))


А я думаю, он специально заострил на этом внимание. Не могло не возникнуть физической тяги между двумя молодыми людьми (хоть и кровными родственниками, но вспомните - они воспитывались в разных местах, потом их пути не пересекались, т.е. помнят они друг друга как брат с сестрой только по далекому детству), живущими вместе. Но если бы произошел этот контакт, разбилась бы их духовная связь.


Сюжет - это как призма в данном романе, через которую рассматривается то, что поднято)
и не столько в словоблудии дело, сколько в том, что каждая строчка требует качественного осмысления:)


Главное — на неё нужно гораздо больше времени, чем выдано рамками игры :-)
Рита, ты герой! Нет, не герой — ты героиня!!! :)


Ага. Героиня на героине.


Рит, спасибо за рецензию! Я благодаря данному роману создала себе тэг "перечитать", а что.. в 21 год - это одно, в 25/30 - совсем другое)
ну и соответственно рецензию я писала, можете посмотреть мои впечатления.
И про Ульриха написала я, что "без свойств" отчасти потому, что мечется меж двух огней, что с одной стороны, он в обществе, а с другой-против.
Ну если образно :) Это уж как я поняла


Наташ, я прочитала твою рецензию и твой отклик здесь - ну ты молоток!!!! Я горжусь тобой! Честно!
И мне так понравилось, что и как ты написала о книге Музиля! Молодец!
Меня, пожалуй, угнетал дефицит свободного времени и обилие других дел и забот - поэтому чтение было несколько вымученным, насильным...
Думаю, возьми я книгу в обычной обстановке, я бы читала не с таким же удовольствием, что и ты...

Ты знаешь, я думаю, Ульрих не то что бы не хотел менять общество, а, как человек умный, прекрасно понимал, что ему это не под силу. Вот и занял такую позицию - "бессвойственную"))


Спасибо :) не, ну чего мной гордиться: мне понравилось произведение в силу того, что я раньше подобного и не читала, Достоевский совсем другого плана и жанра, Ницше я не читала пока что и т.д. и т.п. То есть это "что-то новое" для меня, необычное, притягательное.
Спасибо еще раз) А по поводу обычной обстановки.. мне бы всё равно понравилось, только можно было бы найти кучу "но", а здесь вообще очень прониклась!.. Прям вот до искорок!
И пять поставила я, потому что новое что-то, такое глубокое, ну и действительно приятно покопаться в таких вещах.

И это тоже, безусловно:) Да и вещь проще всего быть именно таким, каким он и является.. Плыть по течение. Да и привык он так жить. Я смотрю на своих 20-25-летних друзей, и ведь многие такие же точно, как он. И не переделаешь их уже. Плывут по течению и всё, ни слова против, ни слова за, как говорится:)


По поводу того, что делать, если ничего изменить не удается и не удастся.
Я знаешь как себе давно уже ответила на этот вопрос?
Делай что должно - и будь что будет!
Во-первых, и для собственного удовлетворения помогает)) Во-вторых, волей-неволей какие-то перемены вокруг происходят, и к лучшему, и с твоей именно помощью...

Так что: вода камень точит...))


Делай, что должен, и будь, что будет - это еще вроде как Марк Аврелий говорил, а может и до него, а может после. Известная фраза, и очень верная!))
Вот еще есть фраза "Люби Бога, и делай, что хочешь" - тоже верная, и мудрая. Не для атеистов, конечно, но по нравственности)


Ну и соответственно, я верю в то, что всё в нашей жизни не просто так, и надо задавать вопрос не "почему", а "для чего", что я могу с этого вынести :) Так и жить лучше, и винить никого не приходится, потому что любая ситуация - это опыт.


вдогонку добавлю, что Музиль попросту предсказал весь 20 век и вплоть до наших дней - технический прогресс, загруженность делами и внутренняя пустота. духовное обнищание, жизненная пассивность в высшем смысле при внешней постоянной активности...плюс фрейдизьмы, чрезмерное внимание к сексуальным отношениям, проблемам, интерес к извращениям, раскрепощению желаний, какими бы они ни были, оправдание грязных поступков относительностью морали...и при этом ужасная тоска по чему-то такому, чего и объяснить нельзя, но без чего жизнь уже и не жизнь, человек уже не человек.


Ох, вот я тут не знаю даже. Да, мне тоже совершенно не нравится то, что происходит с внутренним миром моих соотечественников и людей чуть старше меня (весь период 20-30-летних нынче). Не отвечаю за всех, но увы, многие не очень хорошие вещи и распущенность коснулась многих из нас. Только некоторые поэкспериментировали и все осознали, а кто-то до сих пор варится в котле из совершенной бездуховности. Но мне ли их судить, я могу лишь направить, показать вектор развития и не способствовать этому, а в частности, не кормить троллей, которые выводят на соответствующие реакции, увы. Хотя вот нынешние идеалы красоты, жизни и мироощущения действительно сводят с ума, в особенности от того, что многие это "хавают" и остаются довольными. Может быть это всё для того, чтобы уравновесить мир. Не может быть мир только профессоров, только философов, только праведников и только блудников. А тут уже жизнь берет коррективы, кто кого и на какую сторону перетянет. Впрочем, это лишь мое мнение)


Пипла хавает, потому что массы народу - может быть, вообще основная масса - себя не уважают и даже не подозревают об этом. Они самодовольны и как раз считают, что отгребают себе по жизни лучшее, а на самом деле низкосортное


Понравился Ваш вывод о том, что Ульрих вовсе не человек без свойств, а как раз очень даже со свойствами. Мне кажется это именно так. И воспринимать роман, как материал к роману - тоже хороший вывод. Я читала ЧБС в очень юном возрасте и меня оттолкнула эта безостановочная трескотня, придралась к нему внутренне так, словно произведение законченное и невзлюбила. После Вашей рецензии даже как-то подумала, что поменяется моё отношение.


Да, спасибо! И у меня такой подход сразу снимает потребность ворчать и критиковать по поводу формы))


Забавно, что многие так воспринимают) лично я из первой книги вообще бы ничего не вычеркнул, мне кажется вполне себе все законченно, а из второй - не так много) многословным и навороченным такое произведение и должно быть, это не свидетельство замороченности или небрежности, а напротив - редкой добросовестности анализа. Это своего рода анти-Коэльо, у которого и разжевано, и ясно, и лаконично и...ну и всё) Можно проницать взглядом до самого дна мелкую речушку, но невозможно пронзить насквозь толщу величаво-глубокого океана


Музиль на Ливлибе, смотрю, поднимается с колен.
Спасибо рецензию. :)


Человек без свойств? Опять?!


Увы, и это еще не предел....(((