Больше рецензий
6 июля 2023 г. 13:55
845
2.5 Музыкой напомнить счастливым о несчастных
РецензияУж сколько раз гостила в уютном Житомире, но побывать в доме-музее Владимира Галактионовича Короленко так и не довелось. К сожалению. Зато где-то в архивных альбомах точно лежат фотографии бюста писателя, установленного там же, на его родине.
С некоторыми произведениями Короленко, возможно, знакома благодаря школьной программе. Есть на слуху те же "Дети подземелья", "Сон Макара", но в памяти, увы, не задержалось ни одно. Вот "Слепого музыканта" не читала точно. Немного покопавшись в интернете, узнала, что писал своё творение Владимир Галактионович для "Русских ведомостей". А потом ещё долго правил, считая роман неудачей. Мне всегда интересен момент написания, когда рождается отношение писателя к своему детищу. Случается ли влюбленность автора к герою или наоборот появляется презрение, желание забыть написанное... Прочитав выдержки из научной работы Софьи Исааковны Минц, литератора и фольклориста, буквально в нескольких строчках увидела всю нелюбовь Короленко к "Слепому музыканту".
"Я хорошо понимаю, что "Музыкант" несколько скомкан в конце, но вести рассказ так же детально, как в начале, — у меня совсем не было охоты"
"... признаюсь — самой нелюбимой из всех моих работ... так как я принужден был приневоливать к ней своё воображение..."
"на всю жизнь осталось тяжёлое воспоминание и неудовлетворенное чувство"
О герое: "Пусть уж этот увечный ковыляет себе в свете один"
Авторское недовольство ощущается с первых глав произведения. А сам сюжет вызывает не только беспросветную тоску, меланхолию, вечную осень, но и банальную скуку.
В зажиточной семье Попельских рождается слепой мальчик Петя. В противовес недугу у ребенка оказывается великолепный дар к музыке, абсолютный музыкальный слух. Его прикосновение к инструменту дарит людям мелодию, льющуюся из недр души. Помогает развивать музыкальный талант мальчику его дядя Максим.
В ходе повествования Петя тяготится своим состоянием, ропщет на судьбу. Даже знакомство с милой соседской девочкой Эвелиной не вызывает в нём спокойствия, ощущения нужности. Главный герой выстраивает вокруг себя глухую стену, пробиться сквозь которую практически невозможно.
Слепота застилает видимый мир темною завесой, которая, конечно, ложится на мозг, затрудняя и угнетая его работу, но все же из наследственных представлений и из впечатлений, получаемых другими путями, мозг творит в темноте свой собственный мир, грустный, печальный и сумрачный, но не лишенный своеобразной, смутной поэзии.
Окружающая его тьма — это не только слепота, но и мрачность настроения, опустошенность, отсутствие радости к жизни. Тут-то и проглядывается рефлексия Короленко. Своё психологическое состояние писатель переносит на Петю, напрочь лишая его любви. Меня, как читателя, это душит. А капризы и необоснованные протесты Пети, его нежелание быть благодарным (ведь мальчик, несмотря на физический недостаток, ни в чем не нуждался) просто раздражают. Здесь, пожалуй, я на стороне воспитателя Максима.
Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…
Вопросы в книге интересные. Это не только принятие себя искалеченного телесно, но развеять темноту душевную. Это любовь к родной земле, родителям. Это, конечно же, музыка — исцеляющая, побеждающая, всепрощающая. Для меня слишком уж на минорный лад.
Он, как и прежде, стоял в центре громадного темного мира. Над ним, вокруг него, всюду протянулась тьма, без конца и пределов: чуткая, тонкая организация подымалась, как упруго натянутая струна, навстречу всякому впечатлению, готовая задрожать ответными звуками. В настроении слепого заметно сказывалось это чуткое ожидание; ему казалось, что вот-вот эта тьма протянется к нему своими невидимыми руками и тронет в нем что-то такое, что так томительно дремлет в душе и ждет пробуждения.
Рецензия написана в рамках игры "Собери их всех!"