Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2023 г. 12:07

104

2.5 Воровать по-джентльменски Или Неспортивные соревнования в квази-честном обществе

Не исключаю очередной вероятности негативной реакции, мол, я необразованный и недалекий читатель, ну да бог с ним, эта классика мне не понравилась. Причем, парадоксально, текст классически неплох и действительно похож на поздневикторианские истории, включая библиографию знаменитого Конан Дойля. Собственно аннотация на это акцентирует внимание, пытаясь привлечь тех, кто неравнодушен к Холмсу и Ватсону.

Первый сборник рассказов о его похождениях вышел в 1899 году под названием «The Amateur Cracksman». Истории о «высоконравственном» воре Раффлсе и его подручном Мендерсе принесли автору общенациональную известность. Любопытная деталь: шурином Хорнунга был никто иной, как Артур Конан Дойл, и его тёзку Раффлса, антигероя-преступника с манерами аристократа, многие современники воспринимали как пародию на Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Дойла не смущало это карикатурное заимствование, а Хорнунг открыто признавал влияние своего знаменитого родственника.

Однако содержание и постановка приоритетов для тех, кто тут выступает в главных ролях, мне чужды и антипатичны. Автора можно понять, если сие пародия на сыщика с Бейкер стрит, то герой также должен быть вхож в богатые круги и в противоположность Холмсу быть по другую сторону закона. Что у автора получилось, так это показать ничтожность усилий полиции и беспринципность того кто зовётся джентльменом и вроде бы как должен быть оплотом нравственности, аристократичности и прочих изяществ. А тут не до изяществ, тут цинизм и беспринципность с невозмутимой миной, мол, мне все должны и я возьму это украв (а иногда и спрятав следы других преступлений, убийцу, например). Вполне возможно, автор вкладывал свою сатиру на поведение, нормы и ценности общества, демонстрируя как прекрасно все сочетается, а джентльмен может быть виртуозным вором, не ощущающим границ чужой собственности, но высоко несущим чувство собственного достоинства. И может быть автор-то и хотел показать, что вор недалеко ушел от его современников, которые читают его опус. Возможно, но угадать, что хотел автор не смогу, а потому - по буквальному прочтению это неприятная и перевернутая наизнанку история, чем и неинтересная. Этот с позволения сказать джентльмен занимается воровством скорее из любви к искусству, нежели по действительной нужде - раз. А два - автор подает это как нормальный ход вещей, нормальный (не-ну-а-че-такого?). Ну и три, оправданий у героя масса. А четыре - герой при этом ждет уважения и прекрасного к себе отношения. Могу также предположить, что возможно задача автора была эпатировать общество, дать что-то эдакое, "стебное" на тот момент, с привкусом скандальчика. Однако ситуации выбрал он для этого на грани фола. Многие авторы той поры, в поисках своего подхода к детективному сюжету заигрывали с вопросами личной справедливости и давали своим героям-сыщикам возможность лично карать или миловать, однако вариация Хорнунга мне показалась не вписывающейся в нормы морали. В пародии на рассказа о Холмсе и шантажисте, когда сыщик влезает в дом негодяя и т.д. - в сборнике о Раффлсе есть похожая история, но вот причины и поступки вызывают вопросы. По сюжету герой со своим летописцем-помощником и соратником попадает в богатый дом, который вознамерился обставить и там собственно занимается покрыванием убийцы, исключительно руководствуясь своим личным пониманием о справедливости. То есть он считает себя, со своими морально-нравственными принципами вправе решать прав ли убийца или нет и что с ним нужно сделать, не считаясь с общепринятым правосудием. Я не берусь судить о качестве правосудия или общества, однако человек с такими понятиями и такими решениями мне оказался неприятен. В общем, по мнению Раффлса, воровство - это норма, не должная мешать, убийство в принципе тоже, чернейшая ложь так вообще за нормальное общение сойдет. Надо будет еще поразмышлять на эту тему, потому как, к примеру, другие известные персонажи, совершавшие подобное (Арсен Люпен, Робин Гуд) как-то не вызывают такого неприятия, но там и акценты иные, авторы упирают на приключенческую историю и баланс справедливости. Почему то Раффлс вызвал лишь неприятие и негатив.

Игра в классики