Больше рецензий

RomanLina

Эксперт

такие мы незлопамятные, приходится все записывать

2 июля 2023 г. 18:50

387

3 Прекрасное видение... или привидение, а вернее призрак...

Если бы моих младших сестёр спросили: "А что любит Лина?", я думаю, девочки в один голос ответили бы: "Нэнси Дрю"!  Потому что много лет назад (страшно даже вспомнить сколько) я их всех на эти игры и подсадила. И теперь, уже будучи взрослыми серьезными барышнями, М. хранит несколько избранных игр в секретной папке на рабочем ноутбуке, А. щелкает как орешки музыкальные загадки, которые мне всегда давались с трудом, а Э. играет за старшего детектива в качестве интеллектуального отдыха в процессе сдачи ЕГЭ.

Моя нежная любовь к этим играм ещё в детстве заставила обратить внимание на литературный первоисточник, но впечатления особого он не произвел. Издававшиеся в той же серии "Пятеро Тайноискателей" Блайтон или "Три сыщика" Хичкока читались куда бодрее, а творения Энид Блайтон до сих пор остаются одними из любимых. Тогда я подумала, что "Тайна 99 ступенек" — просто не самая удачная часть серии, раз по ней так и не сделали игру, и перестала жевать этот кактус. Как-никак, к этому моменту Her Interactive уже успели выпустить огромное количество игрушек, на которые и переключилось все мое внимание.

Насколько же велико было мое удивление, когда я узнала о поистине культовом статусе Нэнси Дрю в Америке! Не игр, а именно книг, которые я с суровой и беспощадной детской непосредственностью заклеймила "скучными и пресными". Причина обожания, конечно, не в высокой литературной ценности, а в главной героине — молодой самостоятельной девушке, которая успешно справляется с решением аналитических задач. Для 1930-х это было революционным решением, проложившим путь для новых девушек-детективов.

На мой субъективный взгляд, помимо статуса первопроходца у "Нэнси Дрю" есть только одно достоинство — сюжеты книг являются прекрасной основой для игро- и киноадаптаций. Они словно заготовки, картины крупными мазками, в которые ещё только предстоит вдохнуть жизнь. И хотя я не могу назвать удачными ни сериал 2019 года (какая к лешему мистика), ни фильм 2007 (не остающийся в памяти после просмотра), игры определенно взяли от оригинала самое лучшее. Her Interactive проделали огромную работу по освремениванию героев и ситуаций, оставив суть. Настолько велико было обожание эНДэ среди русскоязычных игроков, что, даже после отказа "Нового Диска" переводить игру на великий и могучий, фандом не умер, наоборот, — собрался с силами и стал выпускать фанатские переводы не менее высокого качества. А один мой знакомый продолжал покупать лицензионные диски на других языках — любых, которые мог достать — только бы приключения не заканчивались (О., мое бесконечное уважение и большой привет от фандома "Цены Свободы"!).

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что данное издание книг о Нэнси появилось исключительно благодаря играм. На это намекает дизайн обложек — силуэт детектива был визитной карточкой первых частей игровой серии; книги, в особенности оригинальные американские издания, не стеснялись и показывали мисс Дрю во всей красе. Отличный маркетинговый ход! — подумала я, и выбрала книгу, по которой сделана одна из лучших игр (не считая озвучки Глюкозы, конечно). "Те же щи, но погуще"— вот чего я ожидала от прочтения. Но.. оказалось, что в итоге я приду к вышеуказанным утверждениям.

Так или иначе, наконец, о книге.

Сюжет прост как палка и настолько же линеен. Нэнси сидит в кафешке с подружками, которые рассказывают ей о несчастных случаях на ранчо своих родственников — и том, как было бы здорово, если бы юный, но опытный детектив решила все их проблемы. Как вдруг сидящий за соседним столиком ПодозрительныЙ мужчина начинает делать ПодозрительныЕ вещи: ворует у Нэнси сумку, убегает, а потом вообще фэйлится с попыткой беспалевно подсунуть записку с угрозой в машину девушек. "Как ПодозрительнО", — решает Нэнси.

По приезде на ранчо она начинает приглядываться к работникам, и хозяин ей прямо говорит: "Ручаюсь за всех, кроме этого, он новенький". И ПодозрительныЙ  новенький:
— пообещал налить воды для путешествия в пустыню, но не налил, а потом "я не обещал, вам послышалось, честно-честно!";
— повез кататься по горам, сказал, что знает дорогу к единственной ПодозрительноЙ  хижине в округе, а потом "надо же, я заблудился, честно-честно!";
— вызвался оседлать для Нэнси коня, а под седлом оказалась крапива, из-за чего девушка чуть не погибла, а потом "я пришел, а он уже оседлан, честно-честно!"
... и т.д. до самого конца книги.

Завершает цепочку ПодозрительностИ  ограбление магазина — Нэнси вовремя спугнула вора в черном с маской на лице, а спустя 5 минут встретила ПодозрительногО  человека в черном — уже без маски, но в куртке — на соседней с магазином улице.

И это настолько плохо, что хорошо — автор не ходит вокруг да около, не запутывает следы, из-за чего на первый взгляд может показаться, что у нас здесь история в стиле "Коломбо" — когда преступник известен, но нужно ещё доказать, что он виноват. У Нэнси на протяжении книги действительно нет никаких прямых улик — лишь ПодозрениЯ, что Лайт — это Кира, но преступник не Ягами ловок, он туп и идет напролом, и давно бы попался, будь рядом кто-то не только с мозгами (у Нэнси они есть, бесспорно), но и с полномочиями. Местный шериф был привлечен к делу сразу же, но занимался выпиливанием лобзиком вместо того, чтобы работать. Нэнси делает выводы из всем известных фактов:
— "призрачных" лошадей не бывает — значит, кому-то очень нужно что-то на ранчо;
— ранчо в долгах, как в шелках — значит, его ценность непрямая, скрытая;
— пес-охранник никогда не лает — значит, преступник из местных и т.д.
Логика железная и восхитительная — я была покорена ей с той самой секунды, как Нэнси сходу перевела проблему из категории "мистика" в категорию "кому выгодно". Но почему эти мысли приходят в голову только Нэнси! Взрослые показаны беспомощными дурачками — что хорошие, что плохие — и это, на мой вкус, серьезно понижает ценность победы в этом противостоянии.

На контрасте — как замечательно это выполнено в игре! Подозревать в ней можно всех: постепенно находить улики, намекающие на виновность того или иного персонажа, в том числе (вроде бы) и хозяев, медленно подбираясь к разгадке как дел минувших (поиск сокровищ), так и нынешних (несчастных случаев). И объяснение своим поступкам, кстати, подозреваемые дадут нормальное, а не в стиле "Это не я, зуб даю".

При всей ограниченности круга ПодозреваемыХ  назвать историю герметичным детективом нельзя тоже — ПодозрительныЕ личности вроде бы вот, под носом, но все трое скорее ноунеймы, не связанные (кроме новенького) с ранчо. Самое забавное (спойлер для недогадливых, осторожно!), что эти три акробата за полгода до этого крупно ограбили банк, взяли с собой заложника, а в окраинах Тенистого Ранчо оказались случайно, просто ради того, чтобы переждать шумиху. И тут будет просто роялище в кустах — на ранчо как раз гостит дочка заложника, которая слезно упрашивает Нэнси найти батю!

По тому, как взломали сигнализацию, полиция легко вычислила грабителей, — рассказала Джордж. — Несколько дней спустя одного из них заметили в Финиксе, но не поймали. Поэтому Элис считает, что бандиты скрываются где-то в этих местах и держат ее отца в заложниках. Или он сбежал, но потерял память и блуждает по окрестностям.

Ну песня же! Легко вычислили, заметили — но не поймали, и вот уже полгода как

o-r.jpg

А ведь человек пропал, напоминаю; заложник — управляющий банка, который пришел на работу в полночь и аккурат попал на момент ограбления. Но

некоторые газеты написали, будто он мог быть в сговоре с грабителями

и собственно, кто такие полицейские, чтобы этому не верить; зачем искать плохого человека, собаке — собачья смерть. Понять психологию этих работничков, если честно, сложновато — они то "ну тууупые"  в край, то наоборот, "легко вычислили грабителей", с таким же, впрочем, "ну тууупым" результатом. А в чем фокус — нужно это все для того, чтобы Нэнси на их фоне могла засиять. Она это и делает, но повторюсь: быть самым умным среди идиотов — не очень интересно, соревноваться не с кем и расти некуда.

Равно как и образом полицейских, репутацией грабителей тоже решили пожертвовать исключительно сюжета ради. Вот взяли они заложника в банке, но что с ним делать: отпустить не отпустишь (спалит контору);  выкуп не потребуешь (чет никто заложника не ищет, даром, видать, никому не нужен);  убивать вроде бы тоже не комильфо (мы же в детском детективе). А потому неудачливому банкиру устраивают тюремную диету и — о боже как мило — приносят любимую пастель, он рисует, а рисунки бандиты продают:3333 Это уже не похищение, а незапланированный отпуск — с похудением к лету и кучей свободного времени на хобби.

И ровно эти же джентльмены  в конце:

— К вашему сведению, это я открыл ящик с динамитом.
Пленники дружно ахнули.
— Вы не посмеете! — воскликнула Джордж.
— Придется. Росс Регор слишком много знает, я не могу его опустить. Не стоило вмешиваться в наши дела, Нэнси Дрю.
— Я останусь, только не трогайте девочек! — взмолился мистер Регор.
— Нет уж. Сейчас зажгу фитиль и оставлю вас всех тут.
Чирк. В руке Даймонда зажглась спичка.

проявляют вот такую кровожадность! А что вам раньше мешало тогда заложника прирезать, от трупа всяко меньше проблем, а уж спрятать его не составит труда — свои-то тушки вы замаскировали с успехом. А, на картинках заработать бы не получилось?.. Извините, не подумала.

В общем и целом история с настоящим, на мой вкус, провалена: злодеи здодейничают, герои геройничают, но интригой — в детективе! — не пахнет от слова совсем. Все, кроме главной героини и ее подруг, живут по принципу "Я великий слепой, я ничего не вижу";  сама Нэнси, кажется, умеет пользоваться "вторым шансом" и на страницах книг — настолько рискованно она ведет себя временами. Авторы щедро отсыпали на долю мисс Дрю как ситуаций-клиффхэнгеров, так и несколько мэри-сьюшной удачи для их преодоления — не успеешь испугаться, как все уже решилось. Ну для такого небольшого объема — 130 электронных страниц — это даже вполне неплохо.

История из прошлого хороша, но в игре её раскрыли куда полнее и намного романтичнее; книга уделяет истории любви дочери шерифа и преступника от силы пару страниц, если не абзацев. В игре было искреннее чувство запутавшегося человека к своей полной противоположности — правильной девушке из хорошей семьи. Чтобы быть с ней, ему нужно стереть свое прошлое, исправить все причиненное зло — но это по определению невозможно, а потому трагично. Он изменился внутренне, стал лучше благодаря ей — и мы видим это в его письмах  — но груз прошлых ошибок тянет на дно.

Ещё больше насмешка судьбы ощущается в том, что именно отец девушки занимается поимкой преступника — и ради этого ему придется предать дочь. Он перехватит ее письма и воспользуется свиданием для засады — в чем он не прав, если тем самым ограждает и свою Фрэнсис, и общество в целом от вора и его шайки? Суд, виселица — и одинокая старость, потому что дочь никогда ему этого не простит. И все это через личные дневники, еще и с шикарной озвучкой в российской локализации. Сложная история о моральном выборе, которая не может оставить равнодушным.

Ну а что у нас в книге? Ну, был преступник, была любовь, было сокровище — только мужика застрелили на месте без суда и следствия, барышню отослали, выдали замуж, она родила 2 детей и умерла. А сокровище так и не нашли. На контрасте с современной и свободной Нэнси — ну может быть, но все же... Книга держит в фокусе настоящее, используя старую легенду в качестве повода для всего замеса, и лишает себя тем самым той глубины, которой создатели игры успешно разбавили пиксель-хантинг.

Самое, наверное, непростительное в этой книге — полнейший провал в балансе между показывать и рассказывать. Нам постоянно рассказывают, как Нэнси видит этот мир — и это существенно ограничивает читателя, который не имеет ни единой возможности сделать собственные выводы. Например:

Из машины с улыбкой вышел статный ковбой. Бесс тут же представила его Нэнси. Когда девушки объяснили, что с ними случилось, лицо красавчика посуровело. Сдвинув шляпу на затылок и сунув большие пальцы за ремень, он строго сказал:
— Так я и думал. Городские неженки угодили в переделку. Мистер Роули ведь предупреждал вас — запаситесь водой, прежде чем ехать в пустыню!
<...>
— Что это с ним?  — выпалила Джордж. — Накинулся на тебя, как гиена.
Нэнси улыбнулась.
— Да ладно. В чем-то он прав.
Однако про себя она задумалась. Она еще не успела добраться до ранчо, а уже два человека повели себя с ней странно и враждебно.

Вот так сходу она описывает поведение Дэйва как негативно настроенное к ней (хотя, собственно, где) и будет придерживаться этого дальше по тексту. Нужно это, чтобы у нас появилась хоть какая-то альтернатива на вакантное место преступника, но вышеуказанные братья-акробаты настолько палевные, что этим "перформансом" им точно не помочь. А стоит Нэнси хоть раз поговорить с парнем откровенно, как её оценка резко меняется на противоположную. Подчеркну — её оценка, но не поведение Дэйва. Вообще-то Нэнси ему просто понравилась, и он вел себя с ней как неуклюжая застенчивая булочка, но читателю не удается этого заметить — точка зрения не позволяет. Я как игрок уже знала, что к чему — а потому искренне удивлялась, почему юный детектив ни за что ни про что хэйтит пацана. Игра, кстати, прекрасно передает смущение Дэйва и картинкой (он такой очаровашка), и озвучкой (по сравнению с Глюкозой — вообще достойной Оскара), за что ей очередной плюсик в карму. И да, если в игре Нэнси уже барышня замужняя (почти) и на прямой вопрос Дэйва ответит отказом, то в книге же:

Как только ковбой отошел, Элис сказала:
— Ну, Нэнси, ты его очаровала!
— А как же бедняга Нед? — поддразнила подругу Джордж.
Нэнси улыбнулась:
— Когда он вернется из Европы, мы уже будем дома.
— Посмотрим, как все пойдет на завтрашних танцах, — сказала Бесс. — Наверняка Дэйв отлично танцует!

вообще непонятно, что там у неё с "беднягой Недом".  То ли симпатия, еще не ставшая отношениями, то ли здесь она не задержится настолько, чтобы влюбиться в Дэйва вместо Неда, то ли пес его знает что ещё. Зато! — по сравнению с играми Нед не бесполезный балласт без хобби, раз может самостоятельно по делам ездить в Европу, а не ныть, что ему скушно дома без Нэнси. С этим, на мой вкус, игры переборщили, сделав парня не столько даже домохозяйкой, сколько вообще лишив его какой-либо личности. Ну да может это ещё в других книгах серии раскроется, не мне судить.

Весь текст в совокупности настолько беден на описания, что больше напомнил мне сценарий, в котором ремарки для актеров и реквизиторов переделаны в полноценные предложения. Например:

По дороге к месту, где готовили барбекю, Нэнси тихонько поделилась с ним своими соображениями по поводу сокровища. Дэйва воодушевила ее теория, он надеялся, что она права.

Мое любимое — описания внешнего вида девушек. Это просто песня!

Прохожие провожали девушек восхищенными взглядами. Нэнси была одета в оливково-зеленый трикотажный костюм, подчеркивавший ее изящную фигуру и золотисто-каштановый цвет волос. Наряд дополняли туфельки в тон, элегантные бежевые аксессуары и сумка с вязанием.
Она вылила немного воды на чистый носовой платок и обтерла им лицо и руки. Джордж и Бесс последовали ее примеру, после чего все трое причесались и подкрасили губы.
Девушки в приподнятом расположении духа направились переодеваться в свои индейские наряды. Принимая душ, Нэнси продолжала размышлять о сокровище. Где же разбойник мог его спрятать? Продолжая гадать, она облачилась в свой голубой костюм, расчесала волосы до блеска, вдела в уши изящные серебряные сережки и слегка подкрасила губы.

Это, наверное, единственные места в тексте, где по-настоящему ощущается "дух времени".  У 18-летней Нэнси своя машина и богатый водительский опыт, она может позволить себе перелеты по стране (вот чему американскому я всегда завидовала — огромному количеству местных рейсов, которыми можно воспользоваться когда хочешь),у них там даже в отдаленное ранчо в пустыне проведены телефонные провода — все это смотрится вполне себе современно. Но "слегка подкрасила губы" — это уже совершенно неактуальное поведение даже для подростков.

В качестве вишенки здесь аннотация — очевидно написанная человеком, не читавшим книгу, на основании очень краткого описания происходящего. "Попить молочка" — на ранчо, занимающемся разведением лошадей, и "прекрасное видение... или привидение, а вернее призрак" — восхитительный образец графомании, берите на заметку.

В заключение хочу сказать, что чтение книг по Нэнси Дрю помогает понять, какой огромный путь был пройден героиней — от сериалов до компьютерных игр. И, как поклонница последних, я начала ещё больше их ценить. Потому что они — отличный пример, как из хорошего сделать лучшее.

Литрес-библиотека, я люблю тебя!


Комментарии


ой, ничего себе, по нэнси дрю книги аж в 1930-х выходили! (и обложка какая классная у оригинала)... читать — вряд ли прочитаю, но факт интересный... действительно, как основа для игр, более насыщенных и атмосферных! хотя из-за времени я бы даже закрыла глаза на многие вещи... сама идея чего стоит
а рецензия прям класс, очень понравилась! тем более сама недавно с частью "ранчо теней" познакомилась — интересно было и про книжку почитать 16cface4770ce2f4ba3eddfecd36b57d.png


Спасибо за комментарий♡

ой, ничего себе, по нэнси дрю книги аж в 1930-х выходили!

В это действительно не верится, потому что книга умудряется обойтись практически без примет времени! Но уважения добавляет, безусловно

(и обложка какая классная у оригинала)

Нэнси такая красотка! Благодаря таким обложкам описания одежды (насмешившие меня в тексте) оживают и заставляют проникнуться атмосферой. Понятно, почему наши обложки такие — отсылка на игру, дополнительная реклама, но даже немного жаль, что они не следуют оригиналу.

а рецензия прям класс, очень понравилась! тем более сама недавно с частью "ранчо теней" познакомилась — интересно было и про книжку почитать

Спасибо огромное! Приятного знакомства и с другими частями серии! (Лично я безумно люблю "Последний поезд в Лунное ущелье", "По следу торнадо" и "Призрак поместья Торнтон". Ну и "Блэкмур" с "Ранчо" — золотая классика!)