Больше рецензий

aloys

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 марта 2014 г. 16:13

589

3

Поздняя Рубина все-таки странное явление. Все за ней охотятся, все ее читают, даже те, кто не любит. Это что-то вроде шоу с фриками: кто-то может на него и идет, потому что сам такой, но большинство - потому что блестит, скользит и кружится. Ненастоящее, зато красиво.
Если шоу с фриками звучит оскорбительно, то попробуем другое сравнение. Представьте, что вы простой человек («с запоздалой головой»), без музыкального образования, и попали в консерваторию. Первое, на что вы обратите внимание – это люди вокруг. Обязательно будет стриженая седая дама с поджатыми губами. Девушка с кадыком и глазами навыкате. Торжествующий старик, знающий все про фа-диез. Старушки с фиолетовыми патлами. Играть еще не начали, а все такие восторженные и просветленные, что вам делается неловко. Вы начинаете озираться, чтобы найти кого-то попроще, кого-то похожего на вас, но там те же изуродованные культурой лица, а ваша соседка жарко шепчет:
- Видите вон ту пианистку? Понаблюдайте за ней. Она гений, гений, но у нее такая трагическая судьба – когда она была молоденькая, у нее вдруг умерла мать. Представьте: Вена, кафе, она в красивом платье – кстати, вы знаете, что первое маленькое черное платье шили несомненно в Одессе? - кушает пирожное, и вдруг носом у матери хлещет юшка и она через пару дней умирает. Несчастная женщина с тех пор никогда не ела пирожных. А вон девица с фотоаппаратом. Она, между прочим, совершенно глухая, но сама выучилась читать и играть в шахматы. И понимает пение канареек. Она все на подсознательном уровне чувствует, потому что тоже гений. А вон видите, девушка на сцене? Такой голос, дай бог каждому. На самом деле это никакая не девушка, а мужчина. Называется контр-тенор. Никому не говорите, но он агент спецслужб.
Я очень люблю момент в «Соглядатае» Набокова, когда главный герой, будучи в гостях, рассказывает захватывающую историю своего чудесного спасения во время гражданской войны. Он хотел организовать партизанский отряд и отказался покидать Ялту с другими белогвардейцами. Скрывался в горах. В какой-то момент его ранили. Его приютил знакомый доктор и сделал ему фальшивые документы, чтобы он мог уехать. Уже на вокзале его увидела и выдала омерзительная толстая горничная, безответно в него влюбленная. Его чуть было не расстреляли, но он уложил двух большевиков наповал, и потом, ловко отстреливаясь, бежал к вокзалу. В конце концов он пробежал прямо перед поездом…
И один из слушателей отводит потом его в сторонку и говорит:
- Все это хорошо, но, к сожалению, в Ялте вокзала нет. Скажите, почему вы сочинили всю эту абракадабру?
Вот и я не понимаю. Нет, на вранье я не могу ее поймать. Но это все так густо намешано, таким захлебывающимся языком написано, что ощущение: брехня.
Хотя против консерваторий ничего не имею.

Комментарии


Согласна с Вами! Читается легко, приятно, "сочно", но когда вдумываешься в какую пургу тебя окунают - появляется чувство, что читаешь Дарью Донцову для интеллектуалов. За что я люблю Рубину - это за бытовые наброски, диалоги, картинки с натуры, списанные, наверное, с абсолютно реальных персонажей. Но сюжетные выдумки с нагромождений событий - это уже явный перебор. Честно признаюсь, что на мой вкус - "Голос" и "Блудный Сын" - это вообще лишнее. Одного "Желтухина" и зарисовок истории одесской семьи было бы более, чем достаточно.


Отличная рецензия, спасибо. Тенденция продвижения богоподобных героев от романа к роману у Рубиной сохраняется. Не просто гении, а боги, почти по воде ходят. Постепенно, взахлеб описываемое автором богоподобное поведение героев начинает раздражать.


У меня только сейчас появилась возможность прочитать. Люблю Рубину, читала всё. Но согласна с вами, от романа к роману все больше сериальный завихрений и херни типа: на каком-то острове она увидела мальчика, нет, девочку, нет, мужчину, и вдруг в объективе камеры сумела прочитать по его губам, как он поет "стаканчики граненые..". Я когда читала это, я думала что умру со смеху. Да Рубина ли эту хрень писала? И очень много цинизма появилось, и действительно уходит в описания музыкальные, как будто забывает, что ее читают люди в большинстве своем без музобразования.