Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

23 марта 2014 г. 14:41

438

4

Это несколько иная подача информации и самой истории альбигойской войны, нежели у других авторов, труды которых я читала по теме катаризма. Ашиль Люшер показывает иной взгляд - то, что думал и как действовал Папский престол в лице Иннокентия III. Люшер совсем немного уделяет внимания объяснению, что есть катаризм и какие еретические ответвления существовали в Лангедоке в то время. Зато много отдает подробному рассказу о том, как что было и почему случилось именно так. И личности. Те самые исторические личности, которые вершили историю Европы того времени, ключевой из которых здесь является фигура папы римского Иннокентия III.

Автор книги открывает личность папы с той стороны, с которой его не принято рассматривать. Как-то так получилось, что мы, люди не изучающие историю глубоко и всесторонне, привыкли считать Иннокентия III человеком жестоким, по велению которого начались кровопролития и зажглись костры, где дровами стала живая плоть отступников от истинной веры. Но Люшер рассказывает, что до этих крайних мер были осуществлены многочисленные попытки решить дело мирным путем. Вводились санкции в виде изгнания и конфискации имущества, посылались легаты с проповедями, потом пробовали устраивать публичные диспуты. Но всё это не дало даже малых плодов. Возвращались к католицизм единицы, тем временем количество приверженцев катаризма постоянно возрастало.
Люшер говорит, что папа был человеком разумным и далеким от фанатизма, которым болели многие его церковники. Более того, глава римской церкви был прекрасно осведомлен о том, что во многих землях его слуги не вызывают ни влияния, ни уважения как у простого народа, так и у баронов. Во многом в таком отношении были виноваты сами священники, и Иннокентий III это знал. Одной из своих важнейших задач он считал очищение церкви от скверных служителей, искоренение злоупотреблений, укрощение мирских инстинктов. На диспутах его часто упрекали в нечистоплотности сыновей его церкви и высказывали сомнения в силе молитвы, звучащей из уст дурного священника. На что он ответил:

Разве, когда врач плохо себя чувствует, прописываемые им лекарства не оказывают эффекта?То же относится и к таинству:оно сохраняет свою очистительную силу, даже если его проводит недостойный священник.

Несмотря на весьма поэтическое начало -

В солнечной Франции - Гаскони, Лангедоке и Провансе - в XII веке жил милый и речистый народ, с легким сердцем и простыми нравами. Его вера, крайне поверхностная, мало занимала его. Его трубадуры воспевали лишь галантные интриги, развлечения, которых они и скали, переезжая из сеньории в сеньорию, кастелянов, от которых добивались щедрот.

- книга серьёзна, а автор очень скрупулезен. Он пишет по факту, делая свои выводы исходя из документов, подкрепляя свой рассказ многочисленными цитатами из речей папы Иннокентия III, писем и записей летописцев и хронистов. Конечно, многие записи очень предвзяты, особенно, когда хроники вели верные вассалы. К примеру, блестящее описание красавца Симона де Монфора, явно пропускает такие качества как алчность и жестокость. Люшер подчеркивает, что этот ярый защитник церкви и её преданный слуга, руководствовался отнюдь не только благими помыслами. Основной задачей было расширение своих владений и укрепление власти и авторитета. Надо сказать, что это ему удалось, и, если бы не смерть от камня, посланного меткой рукой защитников свобод Лангедока, Монфор наверняка бы преуспел. Но его сын не был одарен полководческими талантами, поэтому фамилия Монфоров так и не взлетела до тех высот, которые ставил Симон.

Ашиль Люшер останавливается подробно на всех ключевых фигурах альбигойской драмы. Он рассматривает мотивы их поступков, многие из которых кажутся противоречивыми. К примеру, некоторые другие исследователи высказывали мысль, что Раймунд VI отличался нерешительностью и метаниями. Люшер же показывает, что это было проявлением изворотливости и хитрости, которое позволило тулузскому графу так долго находится между двух огней. Было б иначе, и альбигойский крестовый поход закончился бы куда быстрее. Но и насилия было бы больше. Действия Раймунда и папы Иннокентия, который тоже не приветствовал силовые методы и кровопролитие, спасли очень многих. К сожалению, распоряжение Святого престола не наказывать всех подряд, а в каждом случае проводить тщательное расследование, доказывая вину, а не просто обвиняя, часто не выполнялись. Поэтому и народ встал на сторону гонимых: и из сострадания, и из страха быть обвиненными и наказанными, как говорится, без суда и следствия. Как резня в Безье. Как взятие Каркасона.

Весы успеха раскачивались, лик победы поворачивался то к одним, то к другим. И всё же дело катаров и независимость земли языка "ок" были обречены. Люшер расписывает всю историю этой исторической драмы подробно и поэтапно: сначала он рассказывает, как на юге Франции появилась религиозная оппозиция, затем разбирает взаимоотношение папства и еретиков, попытки повлиять и уничтожить ересь мирными средствами, после объясняет, как назревал крестовый поход, и описывает саму альбигойскую войну, её события и последствия. Конечно, ключевая роль в этой книге отдана папе Иннокентию III. Его фигура очень интересна. Он был личностью сильной, а его позиция выглядит чуть ли не гуманной. Но Люшер отмечает и то, что в начале папа не был осведомлен в нужной степени:

Он как будто разделяет все предубеждения черни в отношении безнравственности, традиционно приписываемой еретикам. Кажется, что он верит в оргии на их тайных сборищах, когда говорит "об этих похотливых сектах, которые исполнены вольнодумного пыла, но на деле всего лишь рабы сладострастия и плоти". И однако (это противоречие его не смущает), описывая образ действий новаторов, он признает, что уважение к ним вызывают, прежде всего, "их строгая жизнь и милосердные нравы."

Ну и один из главных вопросов, касающихся фигуры главы римской церкви:

И однако то, что мы знаем об этом юристе, этом дипломате, этом покорителе душ и тел, поглощенным своим замыслом всемирного господства, дает право задаться вопросом: не свирепствовал ли он против ереси скорее из политической необходимости, нежели из религиозного пыла?

Как следует дальше из текста, можно ответом считать "да". Несомненно основным было желание сохранить целостность церкви, укрепить её влияние, усилить власть и влияние на светскую силу и правителей королевств. Папа Иннокентий мнил себя настоящим поводырем всех и вся и считал, что именно Святой престол должен управлять миром, причем не только в духовной сфере, но и в мирском. Очень интересная личность. Очень неоднозначная.

В книге нет красивых легенд, нет романтики. Зато есть факты и отсутствует вымысел. И очень много выдержек из древних документов. Этакий пересказ событий на понятном нам языке и, основанный на фактах, анализ. Стоящая вещь.

Написано в рамках флешмоба ''Нон-фикшн''. Февраль - Март. Тур 6.

Комментарии


Похоже интересная книга - пойду на поиски


Она читается не быстро, она не увлекательна, но очень интересна. Люшер даёт такие факты, которых я не встречала в других работах по теме альбигойской войны. Очень интересно.