Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2014 г. 22:11

392

3.5

Анна Кэтрин Грин - "Кто убийца?"

Мало кто знает (а судя по русскому названию произведения - и вовсе фиг догадаешься), что данная вещь поистине эпохальна. Ведь перед нами - не что иное, как "Дело Левенворта" - великий и этапный экспонат истории детектива. Написан он был еще в 19 веке, и, строго говоря, сейчас им, наверное, заинтересуются только академические ценители жанра или той эпохи. Здесь действительно есть, на что посмотреть. Процитирую часть вступительного слова об Анне Кэтрин Грин из триумфально прогремевшего в свое время сборника "Не только Холмс" (выделение жирным - мое):

За 16 лет до появления Шерлока Холмса Анна Кэтрин Грин опубликовала свое первое и самое знаменитое произведение «Дело Ливенуорта», впервые в истории литературы употребив термин «детективный роман». Эту книгу она писала очень долго и, не решаясь признаться родным, прятала исписанные тетрадки у себя в комоде целых шесть лет. Однако роман «Дело Ливенуорта» имел колоссальный успех и разошелся тиражом в 750 000 экземпляров, а в Йельском университете его до сих пор используют на лекциях по истории юриспруденции — настолько точно в нем описаны все подробности судебного процесса.
Около 25 лет Анна Кэтрин Грин была одной из самых популярных писательниц в Европе и Америке. Сохранилась ее переписка с Артуром Конан Дойлом.
Путешествуя по Америке, Конан Дойл специально сделал крюк, чтобы встретиться с «матерью детектива».

(с) Анастасия Завозова



Впечатляет, не правда ли? И уж точно скрывать такое за безликим и шаблонным названием "Кто убийца?" грешно. Однако в остальном сам перевод на удивление неплох, несмотря на то, что книги серии, в которой вышел и предмет нашего разговора, изначально выпускались в недорогом бюджетном варианте. Поэтому я ничего выдающегося от издания не ждал и больше возлагал надежды на автора. Анна Кэтрин Грин была американкой, а это позволяло думать, что расследование хотя бы будет динамичным, пусть и 19 век стоял на дворе. Ожидания оправдались частично.

Подобные вещи у англичан в нынешнее время кажутся нудными. Американская же суетность вдыхает в них вторую жизнь. Тем не менее, начавшись достаточно бодро, сюжет вскоре начинает приобретать слащавость в духе "она слишком красива, поэтому не может быть убийцей" и "она не преступница, потому что я этому не верю" (всё вышеозначенное - не спойлер, а практически самое начало). К счастью, подобное, хоть и проскакивает у лица, от чьего имени ведется повествование (эдакий прообраз кристиевского капитана Гастингса), но встречается не так часто. К сожалению, в конце, после ответа на вопрос, приведенный в названии, плотину еще раз прорывает, и градус пафосной истерики начинает зашкаливать. Но мы простим, сославшись на давность лет.

С логической точки зрения всё куда пристойнее. Это действительно детектив с убийством, расследованием и сыщиком, которого вполне можно поставить в один ряд с классиками, и кого-то он даже переиграет. В развязке имеется хороший, милый твист, да и проясняется все при помощью точной и неумолимой логики; более того, принцип, высказанный сыщиком, впоследствии очень часто будет использоваться у самых известных классиков вплоть до уже упомянутой Агаты Кристи.