Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2014 г. 14:25

1K

2.5

Вот я закрыла книгу пару дней назад и первое желание, которое возникло сразу же – взять этого Джека Майера Как-Его-По-Батюшке за грудки и сильно потрясти, а потом отвести в школу и принудительно заставить пройти курс истории, с особенной тщательностью рассказав о Второй Мировой, о том, что такое Сопротивление, кто в нем участвовал, ну и малость про освобождение Польши пробежаться, чтобы он потом не писал такой откровенной ерунды: Красная Армия стояла за Вислой и не шла в наступление, пока немцы не убили больше 200 000 мужчин, женщин и детей и не оставили камня на камне от Варшавы. Потом Сталин переписал историю, и все стали воспевать освобождение Польши Красной Армией и Советским Союзом.
А еще, я бы обязательно попросила многоуважаемого Джека Майера, избавиться от двойных стандартов, когда он пишет о том, что американские школьницы делают мир лучше и что неважно какой ты национальности и вероисповедания, главное – оставаться человеком., то он играет в игру - тут вижу, а тут не вижу. Мысль Майера, безусловно, правильная и гуманистическая, однако, начинать нужно, прежде всего, с себя. Не так ли? И когда многоуважаемый Джек Майер начинает обличать коммунистов (понимаю, у каждого своя фобия) и вообще Европу в том, что она забыла своих героев, а потом проводить параллели 11 сентября с геноцидом евреев, то, друг мой Джек Маейр, хочется напомнить Вам, что буквально сорок –пятьдесят лет назад в США негры боролись за свои права, то есть боролись за равные права с белыми. Для негров были отдельные школы, отдельные больницы, а еще по закону черные обязаны были в транспорте уступать место белым. До сих пор коренное население США - индейцы - живет в резервациях. А еще хочу напомнить Вам о бомбежках в Югославии, Сирии, Ираке. Когда Вы пишете о том, что проклятые коммунисты преследовали свободы бывших польских партизан, то я хочу Вам напомнить о Мартине Лютере Кинге. Знакомо ли Вам это имя, друг мой Джек Майер? Как насчет его свобод?
Так вот, когда начинаются вопли и пафос, с указанием пальчиком – посмотрите, как у них попираются свободы, то это мне напоминает: тут играем, тут не играем, а тут жирное пятно. Менять мир нужно, начиная с себя, со своих темных пятен. Мысль Ваша верная, но в Ваших устах звучит фальшиво. Вы обвиняли Польшу в том, что она молчала о своих героях, а виной всему коммунистический режим, при котором о Холокосте было не принято говорить, все больше скрывали. Так вот это неправда, друг мой. Все всё помнили, просто Европа и СССР пережили страшные времена, пережили и предательство своих же, геноцид – не только евреев (мой дед был наполовину украинец, наполовину поляк и немцы угнали его в концлагерь), такие вещи бесследно не проходят ни для одной нации. Они, те, кто пережил хотели забыть все, что было, нам – важно помнить.
И еще, для справки Вам, Джек Майер, в Сопротивлении участвовали все – коммунисты, социалисты и те, кто ни к каким партиям не принадлежал, людей объединяла борьба с врагом. Понимаете Вы это, мой американский друг? Это чтобы Вы ерунды не писали, что коммунсты отказывались участвовать в Сопротивлении. Вы б хоть почитали что такое Сопротивление. И Черчилля заодно.
Ну, а теперь к делу.
Есть две большие разницы между школьным проектом “Жизнь в банке: проект Ирена Сендлер“ к Национальному Дню Истории, которым занимались три американские школьницы и вот этой вот книжкой, за авторством некоего Джека Майера. Если проект, на мой взгляд, это отличное начинание – что-то вроде того, чем мы занимались в мои далекие пионерские годы, разыскивая пропавших без вести солдат, это был всесоюзный проект, назывался он Мемориал, - так вот проект отличное начинание и мне бы очень хотелось, чтобы у нас в школах возобновились такие проекты. Это сближает поколения и именно потому, что то поколение хочет забыть, но нам нужно помнить, и три американские школьницы и их руководитель – учитель истории – доказали это своей работой и своей увлеченностью идеей, увлеченностью судьбой Ирены Сендлеровой. Три девушки из разных социальных слоев, каждая с собственными проблемами, объединились ради хорошей идеи, а судьба Ирены Сендлеровой помогла им найти самих себя. Они сами ничего не знали ни о Холокосте, ни о Второй Мировой, они не задумывались о том, что пережили тогда люди. Эта история, прежде всего, изменила их самих. Наверное, именно поэтому им удалось своим спектаклем о Варшавском гетто и о мужестве маленькой и смелой женщины, достучаться до миллионов сердец. Да, и скажите мне, у нас в школах что каждый второй ученик знает что такое Холокост или знает кто такая Ирена Сендлерова? И почему бы нашим учителям, например, не создать такой проект о Николае Яковлевиче Киселеве ?
А вот книга – это совсем другое дело. Сначала о маркетинговых ошибках вот этого русскоязычного издания:
1.Изначально неверное позиционирование книги, как серьезного исторического документального труда, громкие надписи на обложке, хотя книга Майера изначально рассчитана на подростковую аудиторию – ее стиль, слог, - всё рассчитано на среднестатистического американского школьника или для учителя, который хочет познакомить своих учеников с Холокостом. Получился такой Холокост-лайт для несведущих.
2.Корявый и спотыкательный перевод, порой фразу приходилось перечитывать несколько раз, чтобы понять, а что же имел в виду переводчик. Я понимаю, что изначально язык Майера не шедевр английского языка, но, тем не менее…

И теперь уже непосредственно о тексте Майера:
3.Раздражало все то, о чем я написала в самом начале отзыва - поверхностное знание истории, бесконечное педалирование темы коммунизма, русофобии и, конечно же, “если бы не Америка”, то так бы и не знала Европа о Холокосте, забыла бы и всё. Проснись, мой друг, это для Америки открытие после фильма Спилберга, для Европы и СССР, переживших Холокост - это часть истории, которую утаить невозможно. Откуда этому американцу знать, к примеру, текст песни Бухенвальдский набат (1958 год)? Он, наверное, не читал роман Имре Кертиса Без судьбы, не читал романов Фейхтвангера, не читал книгу Марии Рольникайте Я должна рассказать. Ну что с него взять – американец.
4. В книге очень мало Ирены Сендлеровой. Она словно статист, помогающий рассказать об американских школьницах и их достижениях. Она должна быть главным действующим лицом, ради того, чтобы мир узнал о ней и её подвиге и было все затеяно. А её история в книге занимает всего лишь треть текста, причем обрываясь на самом трагичном месте – в лучших традициях американских (и не только) сериалов.

Поэтому моя низкая оценка к Ирене Сендлеровой никакого отношения не имеет. Как, собственно, и к самому проекту.
Это просто неважная книга.

Комментарии


Как говорит один мой замечательный друг: "Чудесная ядрёная желчь! Одобряю!")))


что-то вроде того, чем мы занимались в мои далекие пионерские годы, разыскивая пропавших без вести солдат, это был всесоюзный проект, назывался он Мемориал, - так вот проект отличное начинание и мне бы очень хотелось, чтобы у нас в школах возобновились такие проекты.

Не знаю, что там в московских краях (и школах) творится — может, действительно всё забыто-заброшено и пора возобновлять, — а в Новгородской области, где я живу, уже 26 лет работает поисковая экспедиция "Долина", причём это не проект, как сейчас принято говорить сплошь и рядом, а самая настоящая работа, когда находят останки павших солдат Великой Отечественной, по возможности установливают личность, разыскивают родственников, проводят перезахоронения, устанавливают памятники...
В самом Валдае уже семь или восемь лет в составе "Долины" работает поисковый отряд "Рубеж".
А ещё есть краеведческое движение "Отечество". Там школьники проводят исследования и пишут авторские работы по местной истории — как древней, так и совсем недавней. Несколько лет назад одна знакомая мне валдайская старшеклассница в течение двух лет вела самостоятельное исследование и написала по его итогам объёмный труд "История еврейского кладбища в Валдае".
Может, не в тему, извини. Просто захотелось об этом рассказать.


В тему, именно в тему :-)


Спасибо за поддержку.


Оль, ничего, что я родом из Волгограда? Ничего, что я там в школе работала? И я, как бы, в курсе, что такое искать останки павших солдат, разыскивать родственников и далее по твоему списку. Это наследие Союза и слава Богу, что это есть. Но! Ничего, что сейчас это всё это хиреет и держится на энтузиазме отдельных личностей? Эти проекты или работа (от названия смысл не меняется) существуют ограниченным количеством и много ли ребят в школах занимаются этим? Много ли именно государственных проектов (ничего плохого в этом слове я не вижу - это такая же поисковая работа) по истории у нас есть? Вряд ли.
Опять же, я говорю именно о школах. О школьных проектах. Их мало. Они есть, но их катастрофически мало. Поисковые отряды есть, но я говорю о другом.


Ну, началось.
Что ты дуешься, будто я всю твою жизнь перечеркнула?
Я говорю о сегодняшнем дне — как и ты о нём, если я верно поняла, говорила в рецензии. Никто не ставит под сомнение твою деятельность в пионерские годы. И в учительские тоже.

мне бы очень хотелось, чтобы у нас в школах возобновились такие проекты.

Я, может, тебя обрадовать хотела, что да, они есть, и их немало. Только "Долиной" подняты останки более чем ста тысяч солдат (по большей части, ранее неизвестных). Если и от этого отмахнуться — дескать, это катастрофически мало — ну, я уж не знаю, чего ещё желать.


При чем здесь дуешься?
Оля, я в курсе, что есть поисковые отряды и их работа вселяет надежду. Сколько школ участвует в этих поисковых работах? И какое количество школьников привлечено к этой работе? Какое количество ветеранов находится под опекой школ? Какое количество исторических расследований проведено? Я же не зря указала имя Николая Киселева. Кто из школьников знает кто это? Какое количество неизвестных героев обрело новую жизнь?
Я не столько про поисковые отряды, сколько именно о работе в школах с историческими проектами, которые тебе так не симпатичны.:)


Юля, я уже жалею, что "рот открыла". Видимо, ты просто агрессивно настроена сегодня. Или продолжаешь воевать с книгой, а заодно и с читателями твоей рецензии.
Я рассказала о том, что знаю сама, из первых рук, а не по какой-то глобальной (и может быть, дутой) всероссийской статистике, которую ты почему-то с меня требуешь. Где ты тут в этом криминал усмотрела, не понимаю.
"При чём здесь дуешься?" — а как иначе расценить твой сарказм: "ничего, что я работала учителем?" Как будто ты извиняешься передо мной за то, что не в силах изменить собственное прошлое, чего я, собственно, ни намёком не требовала (да и кто бы стал).
Ну, а это:

с историческими проектами, которые тебе так не симпатичны

— прости, полный бред. Я эти проекты расхваливаю, пример положительный привела, но тебе всё надо было с ног на голову поставить.
Жаль, очень жаль.
Dixi.


ой, мама дорогая... Ольга... сколько страсти...
Иногда вижу ваши тексты и с языка просятся цитаты из "Ширли-мырли". Помните? "Да кому они на хрен нужны, твои цыгане...". Извиняюсь за слово "хрен", конечно.
Вы отчаянно, не щадя живота своего, защищаете тех, кого никто и не думал обижать. Со сторон оно так видится. Хотя что-то мне подсказывает, что сейчас последует совет не верить глазам своим, а верить вашим.


"Ширли-мырли". Помните?

Нет. Не смотрела. Как-то другие фильмы предпочитаю.


Жаль. Владимир Меньшов хороший режиссер с прекрасным чувством юмора.


что вовсе не ставит "Ширли-мырли" в один ряд с другими его фильмами. откровенная халтура, хоть и с хорошими актёрами, которые не умеют плохо играть.
извините, что влезла.


Я думала об этом, и знаете - пришла к выводы, что у человека либо есть уровень интеллекта и хороший вкус, либо нет. Меньшову не изменило ни то, ни другое. Просто не все готовы воспринимать именно эту сторону жизни. Это личный выбор каждого, вполне уважаю, для такого выбора требуется сила воли. Но сама люблю хороший юмор, не зависимо от того высокий он или низкий.


да, это сложно)


В кругах, которым я близок, мама, слово «козёл» очень обидное.(с) :)))


Оля, спасибо за то, что поделилась своим знанием. Я очень рада, что в ваших краях все благополучно с посковыми работами.
И я спрашивала не о всероссйской статистике, а о вашей Валдайской. Какое количество школьников участвует в этих работах? Сколько школ? Отвечать не нужно.
При чем здесь

не в силах изменить собственное прошлое

я так и не поняла :) Ну да ладно.


Вообще разговор получился странный. Спишем на интернет. Если соберешься на Набокова к нам, можно обсудить непосредственно при личной встрече.
Никоим образом не хотела задеть тебя.


Юля, молодец, что высказалась! Рецензия хороша.
Думаю, что ты и Оля просто немного не поняли интонацию друг друга, вы же явно утверждаете крайне близкие вещи. Вам бы встретиться и посидеть за чашечкой, эх, с какой бы радостью я присоединилась))))


О. А песня "Бухенвальдский набат" в начальной школе была одной из моих любимых. На каких только сценах я ее не пела. Солировала.

"Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте..."

Вот, а этот ... многоуважаемый человек утверждает, что Холокост в коммунистических странах замалчивался. Ну что поделать. А песня очень сильная.


Я почти плакала на последнем куплете. И еще помню, что практически всегда весь зал вставал на эту песню.


Наташа, я поэтому и не люблю интернет разговоры - не видя собеседника можно просто не понять друг друга. А вот в реале бы я,да, посдела с радостью. Живьем как-то даже и спорится лучше. )


Он, наверное, не читал роман Имре Кертиса Без судьбы, не читал романов Фейхтвангера, не читал книгу Марии Рольникайте Я должна рассказать.

спасибо, теперь, благодаря вам, я тоже прочитаю эти книги


Еще книга Кристины Живульской "Я пережила Освенцим". Зофья Посмыш "Пассажирка". Тадеуш Боровский "Прощание с Марией".
Вот еще книги о Холокосте. Тех, кто выжил.


Ицхокас Мерас еще вот тоже на эту тему писал - "На чем держится мир" и другие его романы и повести.


Спасибо!
Занесла в список, обязательно буду читать.


Юля, Вы молодец! Очень нужная рецензия, причём написанная с хорошеё гражданской позиции, а то достали "рядовые Райаны" спасшие мир от нацизма.


Да сил уже нет.
Что поразительно этот человек даже не удосужился просто посмотреть на фотографию Ирены и увидеть какого цвета глаза у той о ком он пишет. Мне стало больно за эту женщину. Книга рассчитана на американского среднестатистического подростка, ну в крайнем случае на домохозяку. Вот просто противно.


А мне вот безумно жаль, что сейчас все так муссируют тему холокоста, а то, что наших соотечественников погибло куда больше - это не важно. Ах ну да, крокодил советского союза.


Это потому что США наконец-то узнали про Холокост.) Теперь пока волна не схлынет. По-моему вообще мало кого волнует какой ценой далась всем народам, которые воевал в СССР тогда. Чудовищные потери.


Это потому что США наконец-то узнали про Холокост.)


Нет Юля, не соглашусь, до них дошло, что это такое.


Как до жирафа) Да этот Майер так и пишет, что для девушек из американской школы слово Холокост почти как компост. Слово знакомое, а что это такое - да кто его знает что.
И это при том, что и книга Стайрона есть и фильм по этой книге с Мерил Стрип "Выбор Софи", но все равно не понимали... У них Райана спасали, а у нас миллионами гибли за страну и близких.


Юля! Не превращайся в Задорнова! Кому надо - те всегда знали, что такое и Холокост, и какими жертвами далась вся Вторая мировая.
А для русских гламурных фиф Холокост - это "клей для обоев". (с)


Денис, ты уж определись на кого я больше похожа: на Константина или на Задорнова.


А кто говорит, что одно исключает другое? Все мы бываем похожи на разных персонажей, как приятных нам, так и не очень.


Понятно.


Ну что Вы! "ВЫбор Софи" это очень сложно, да и как оказывается, у нас его не печатали и фильм не показывапи. Правду о Холокосте только сейчас в Россию несут прогрессивные американцы.
Прочтите следующие рецензии на эту книгу. Будете удивлены.


если бы не Америка”, то так бы и не знала Европа о Холокосте, забыла бы и всё.<...>Откуда этому американцу знать, к примеру, текст песни Бухенвальдский набат (1958 год)? Он, наверное, не читал роман Имре Кертиса Без судьбы, не читал романов Фейхтвангера, не читал книгу Марии Рольникайте Я должна рассказать.

А еще и о советском кинематографе не знает ничего! Например, фильм Марлена Хуциева "Был месяц май".
Ну что с него взять - американец... (с)
Спасибо!


Хуциев вообще один из моих любимых режиссеров. А "Был месяц май" сильное кино.


И мой тоже :)


"Мне двадцать лет" и "Июльский дождь" могу смотреть бесконечно)


Юлечка, прекрасная рецензия! :)
Суровая и, наверное, справедливая (я не читала и благодаря тебе не буду теперь).
Я вот очень рада, что наша Маша в игре за неё взялась, а то бы я, наверное, тоже подобным образом ругалась. Спасибо!


Я очень срьезно отношусь к такого рода литературе, поэтому, если это плохо написанная вещь, то, даже несмотря на тему, я очень сурова в оценке. Причем, больно именно за Ирену Сендлерову, чью фамилию сократили до американского варианта - Сендлер (по линии мужчин именно так звучат мужские польские фамилии, а вот к женским добавляется -ова), он даже не видел какого цвета ее глаза.
В общем, я возмущена :)


Ну ты же понимаешь, что тут я тебе абсолютно доверяю...
И тут у нас ощущения близкие. У тебя Волгоград в анамнезе, а у нас тут Блокада и чудовищный Ленинградский фронт... :(((
Так что не возьмусь читать.


Да, именно потому что есть анамнез. У меня он еще отягощен и тем, что мой дед был в концлагере. 15-летний мальчишка.
Поэтому вот не рекомендую эту книгу.)


что американские школьницы делают мир лучше и что неважно какой ты национальности и вероисповедания, главное – оставаться человеком.

У меня почему-то возникает чувство, что это у них единый стандарт :) Как это ни парадоксально. В любой конфликт Америка влезает с воплями: "Мы все равны, мы не потерпим признаков нетолерантности и нетерпимости на этой планете!". А потом, уходя, как бы случайно напомнит: "Так что любите друг друга, дети мои, все в этом мире равны. Возьмитесь за руки и поцелуйтесь. Это говорю вам я, самая терпимая, справедливая, великая и сильная Держава с её исключительной нацией!"


Странно, что автор берёт такую серьёзную тему и ленится покопаться в исторических материалах. А потом человек, который на уроках истории делал домашку по математике (как я:)), купит книгу, прочитает и подумает, что где-то же автор это взял...