Больше рецензий

4 июня 2023 г. 20:52

431

3 «Все думают, что всё зло таится в темноте». (с)

Книга 1 — «Золото в тёмной ночи» — рецензия
Книга 2 — «Достойный высший суд» — рецензия
Книга 4 — «Илос. Начало» — рецензия.
⠀⠀⠀Вот и закончилось основное путешествие с Ойро, которое привело к интригующему концу, которое тизерит нам «Илос. Начало». Третья книга сначала вызывала раздражение, но зато потом драйв и кульминация поменяли моё мнение. Цикл оставил скорее положительное впечатление после себя, так как мир, раскрываемый в нём, показался интересным и детальным. Несмотря на то что миру не хватало какой-то точной атмосферы, которая украсила бы его. Но даже так, на мой взгляд, Арден удалось завлечь и удивить своим книжным миром, который так и побуждает узнать его прошлое (а именно «Илос. Начало»). Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Красные линии остались позади, теперь грядёт финальная битва, где предстоит биться не только с Квинтилиями, но и с порождениями, которые называют себя Легионом. Двойная опасность, которая может уничтожить всё. Предсказание, оставленное для Ойро, начнёт сбываться, а героине предстоит узнать всю правду, которая скрывалась от неё н протяжении многих лет. Борьба внутри и борьба снаружи ожидают героев, которые вступили на тропу войны. Семейные тайны, тайны прошлого, обман и предательства, любовь и ненависть, падение и надежда. Война или мир?
«Ахна сказала, что на протяжении жизни в твоих чёрных руках будет три Света. Первый — родственный, который ты простишь. Второй — холодный, что будет жечь, как огонь. А полюбишь ты — третий. Полюбишь того, кто сам принесёт тебе свет».
⠀⠀⠀Прежде всего, больше всего раздражения в этой книге вызвало начало. Рассказывать предысторию событий конца второй книги — это, конечно, круто, но тогда нужно этот момент стоит обозначать. Возникло ощущение, будто у меня части книги не было, хотя казалось бы, всё официально скачано на Литресе. Для чего делать такую вставку, никак не предупреждая? Удобно переходить, если читаешь подряд, но было время, когда между книгами было ожидание. В таком случае можно многое подзабыть и не понять, почему мы резко на какой-то хорошей ноте начинаем.
⠀⠀⠀На протяжении второй и третьей книги повествование делится между Ойро, Даяном и Айлой, показывая разные грани сюжета, а также развитие самих персонажей. Психологизма тут предостаточно, особенно на примере Ойро. Третья книга этим изобилует. И я рада, что есть перспективы Айлы и Даяна, так как они больше всего привлекают внимание в этом цикле. Кроме того, в среднем цикл сохраняет динамичность и насыщенность сюжета, иногда Арден буквально не дают выдохнуть, удерживая напряжение на высоком уровне (скорее первая и третья книги). Для меня во многом интрига предсказуема (кроме концовки второй книги и кульминации в третьей), но при этом удовольствие всё же можно получить. Также циклу не занимать драмы (все три книги) и некоторой театральности (скорее вторая книга).
⠀⠀⠀Мироустройство показалось наиболее интересным в цикле. Детальность, история и мифология, тайны прошлого, которые напрямую влияют на настоящее и даже будущее. Глобальные и локальные конфликты, разные народы и их особенности. Иными словами, за многое можно зацепиться. И во многом благодаря этому хочется приступить к условной четвёртой книге, которая покажет прошлое и, в частности, историю Илоса. Этому миру только не хватает аутентичной атмосферы.
⠀⠀⠀В плане персонажей цикл мало чем может похвастаться. Они не кажутся удивительными, привлекательными или суперпродуманными. Во многом они предсказуемы — особенно Ойро или Айла. Несмотря на то что они развиваются на протяжении цикла, они всё равно не вызывают приятного впечатление. Но иногда всё же Айла и Даян приковывают внимание — благодаря своим действиям, поступкам и словам. Рушан скорее отталкивает, чем привлекает. Если Айла и Даян признали свою «вину» в том, что молчали по поводу важной информации (во второй книге), из-за чего потом обижается Ойро, то Рушан как будто не учится на ошибках своих близких. И поступает ровным счётом также, раня Ойро ещё сильнее. Именно он больше всего понимает её — во многом потому, что мы были одиноки. И подобный поступок, который раскрывается под конец книги, огорчает. Неожиданно, но всё же «душу выпотрошили», как говорит Ойро. То, что он хотел быть только собой, кажется каким-то вялым оправданием. На самом деле, такая «драма» напоминает мне сцену между Ризандом и Фейрой, когда она узнала, кем он является для неё. Примерно то же самое. И я уже второй раз провожу параллели с Сарой Маас. Но есть второстепенные персонажи, которые кажутся интересными: например, Эол, который стремится доказать, что может быть другом, или Дарен, который до последнего рядом с Йорой и защищает её интересы как настоящий друг. Но этого как будто недостаточно. Поэтому персонажи в этом цикле скорее минус, чем плюс.
⠀⠀⠀Стилистически Лия Арден не привлекает в этом цикле. К стилю очень часто возникают вопросы, потому что он постоянно как будто меняется. Меняется и темп повествование, будто авторка не может решить, как будет дальше писать и как будет раскрывать сюжет. Вот этот способ запутать читателя в самом начале вообще не внушает доверие, а только вызывает раздражение. Кроме того, то Арден пишет детально (первая книга), то пишет поверхностно (вторая-третья книги). И это часто меняется туда-сюда. Лучше всего, как мне кажется, придерживаться чего-то одного. Не совсем понятно, для чего она добавляет вещи, которые присущи другим культурам — мы же тут Древнюю Персию или около того должны видеть, а откуда тогда азиатские вещи (это больше ко второй книге). Атмосферы никакой нет. Нет восточной изюминки, которую так хотелось увидеть в этом цикле. Есть просто смесь всего — тут скорее эклектика. К этому было бы меньше вопросов, если бы книга не продвигалась под лозунгом восточной культуры.
Выводы:
⠀⠀⠀Цикл получился во многом спорным. С одной стороны, книжный мир привлекает и приковывает внимание (детальность, насыщенность, мифология и структура), есть интересные второстепенные персонажи, книги получились во многом динамичными и насыщенными. Но, с другой, возникает много вопросов к остальным героям (особенно к Ойро и Рушану), к композиции повествование, к предсказуемости, к поспешности и театральности (больше это касается второй книги). Стиль вообще ни туда, ни сюда. Цикл получился в целом на твёрдую троечку (из пяти), и то, такая оценка может показаться завышенной. Но всё же я получил удовольствие от цикла, поэтому, скажем так, под влиянием эмоций, хочется всё же не занижать, хотя минусов и проблем достаточно. Рекомендую ли этот цикл к прочтению? Фанатам Лии Арден точно зашёл бы этот цикл — этот цикл как воплощение её стиля. Но всё же для меня этот цикл слабее «Мары и Морока», который остаётся наиболее удачным. С «Потомками Первых» стоит познакомиться, но стоит сразу понимать, что проблемы, появившиеся в первой книге, не исправятся к концу. К этому нужно быть готовыми.