Больше рецензий

1 июня 2023 г. 10:01

5K

5 Гранатовый крестик с райской любовью и … железное кольцо с адской паутиной-"присухой"

«Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьётся её яркое знамя, и что бы там впереди её ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлёт свой восторженный привет»

Юность – пора ошибок и заблуждений, за которые иногда приходит слишком жестокая расплата. Хотя дров наломать можно, конечно, в любом возрасте. Но что же случилось у героя в молодости и в зрелые годы? Действительно ли он изменился за 30 лет? И только ли молодость может бесстрашно стоять «на баррикаде»?

В повести сначала описана бурно нахлынувшая и быстротечная, как вешние воды, страсть 22-летнего Дмитрия Санина к двум совершенно разным девушкам-красавицам: невинной и добросердечной Джемме Розелли, искренне влюблённой в него, и роковой хищнице-змее Марии Полозовой, сознательно играющей чувствами людей.

Спонтанное участие в странной дуэли Санина, заступившегося за чужую невесту, привело к разрыву отношений Джеммы с её богатым женихом. Фальшью или какой-то студенческой шуткой показался Дмитрию поединок, в котором он разыграл свою глуповатую роль. Однако сам герой «и в помыслах не имел, что он женится на ней, — правда он ни о чем тогда не думал, а только отдавался влечению своей страсти». Но предложение руки и сердца дуэлянт всё же был вынужден сделать своей даме, честь которой он защищал.

«Это сильные, неудержимые волны!
Они летят и скачут вперед — и он летит с ними»

И вдруг на жизненном горизонте свежеиспеченного жениха появляется своенравная и циничная Марья Николаевна Полозова, имеющая ярко выраженный нарциссический тип личности. Она напоминает и Ребекку («Ребекка» Дафна дю Морье), и маркизу де Мертей («Опасные связи» Шодерло де Лакло), и известную цыганку Кармен, и лермонтовского "героя нашего времени" - Печорина, и многих других грандиозных нарциссов, лишённых эмпатии и способности любить, но наслаждающихся страданиями своих жертв-марионеток и ощущением себя всемогущим кукловодом. Эта роковая и неотразимая, хладнокровная и жестокая женщина-манипулятор («полузверь и полубог») ради забавы легко подчинила себе чужого жениха - Дмитрия, тем самым выиграв мерзкое пари у собственного супруга-подельника. Причём героиня намекала Санину на якобы колдовскую «присуху» и даже честно предупреждала, что людей она не щадит. Но «слабые люди никогда сами не кончают — всё ждут конца». Привычно используя нарциссические тактики, Марья Николаевна повлияла на неокрепшую психику героя и, подсадив его на иглу эмоционально-сексуальной зависимости, невидимыми нитями к себе привязала (иначе говоря – "присушила", если вспомнить о «присухе»). «Она повелительно двигалась вперед — и он послушно и покорно следовал за нею, без искры воли в замиравшем сердце». Совсем как кролик перед удавом (или полозом). После первой интимной близости Полозова (какая говорящая фамилия!) надела железное кольцо на палец Дмитрия (как очередной жертвы). Точно такими же кольцами она помечала и других своих любовников, как орнитологи метят диких птиц.

«Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество — а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза»

Санину, конечно, нельзя не посочувствовать, так как от попадания на крючок бессердечного и токсичного нарцисса-манипулятора, способного выпить из своей жертвы всю кровь и жизненные соки, не застрахован никто. Ну, и, разумеется, стандартный цикл нарциссического абьюза не заставил себя долго ждать: «житьё в Париже и все унижения, все гадкие муки раба, которому не позволяется ни ревновать, ни жаловаться и которого бросают наконец, как изношенную одежду...». Классика жанра: идеализация, обесценивание, утилизация…

С тех пор прошло долгих 30 лет. И ощущающий приближение печальной старости герой с огромным удивлением обнаруживает в ящике стола среди множества женских писем гранатовый крестик, когда-то подаренный ему юной невестой. Но получается, что все эти годы он и не вспоминал о ней, бережно сохраняя послания от многочисленных дам, ни с одной из которых так и не захотел создать семью. То есть свобода от брачных уз и одиночество – сознательный выбор Дмитрия, а не какая-то расплата за грехи молодости. Впрочем, они с Джеммой ведь и знакомы-то были лишь считанные дни и практически не знали друг друга. Хотя это не снимает с героя ответственности за его поступок по отношению к прекрасной невесте. Однако и слишком уж идеализировать героиню, возможно, не стоит, так как выходить замуж за своего самого первого жениха она собиралась исключительно ради денег. Но любые незавершённые или резко оборванные отношения обладают особой притягательностью, перед которой не устоял и 52-летний Санин. Седина в бороду, бес в ребро?

Бросив всё, Дмитрий поехал в Европу на поиски когда-то преданной им возлюбленной, которая, как выяснилось, благополучно устроилась в жизни и давно простила его, что стало известно в результате их короткой переписки. Кроме того, Джемма зачем-то вложила в письмо фотографию своей юной дочери. И вскоре гранатовый крестик по заказу Дмитрия, нажившего к этому времени значительное состояние, был вставлен в великолепное и очень дорогое жемчужное ожерелье и отправлен единственной дочери Джеммы (как две капли воды похожей на мать) в качестве подарка невесте (только чьей?) от неизвестного друга. Вот на этом бы ему и остановиться, но не тут-то было!

Узнав, что простившая его Джемма «совершенно счастливо, в довольстве и изобилии» живёт в Нью-Йорке с мужем и пятью детьми (шикарный дом их известен всему городу), герой вместо того, чтобы успокоиться, совершает очередной сумасбродный поступок: решает продать в России всю свою собственность и уехать в Америку. Зачем?! И к кому: к замужней Джемме или к её 18-летней дочери? Похоже, что юношеская импульсивность и безрассудность всё же остались при нём.

Как известно, любви все возрасты покорны. А эта неожиданно воскресшая с помощью крестика любовь («та же революция») заиграла новыми красками и поставила зрелость на одну баррикаду с молодостью, и «что бы там впереди её ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлёт свой восторженный привет».

картинка Ludmila888

Рецензия приурочена к Всемирному дню информирования о нарциссическом насилии, который ежегодно отмечается 1 июня, то есть сегодня. Этот день, учреждённый менее 10 лет назад, предназначен не только для предупреждения потенциальных жертв, но и для открытия глаз некоторым прекрасным "рыбкам", уже попавшим на рыболовный крючок обаятельного нарцисса-манипулятора и ослеплённых им. Ведь в наше время наблюдается всплеск злокачественного нарциссизма, причём не только в реальной жизни, но и в виртуальной. К сожалению, многие люди, страдающие от нарциссического абьюза, даже не осознают, что они подвергаются психологическому и эмоциональному насилию. Сам же хладнокровный и бессердечный нарцисс с зияющей чёрной дырой-пробоиной в душе подобен повышенной радиации, убивающей медленно и незаметно. Но тьма всегда боится света, который легко и быстро её рассеивает и уничтожает. И ничто не дезинфицирует скрытую агрессию так, как яркий свет. Поэтому лучшая защита и противоядие от токсичных нарциссов – свет знаний о патологическом нарциссизме. Предупреждён – значит вооружён!

1 2

Комментарии


Автор этой повести и сам был достаточно импульсивен и безрассуден:)

Это интересный факт. Спасибо, Андрей! )
Я читала, что повесть основана на биографии её автора. Но если Санин был выброшен Полозовой за ненадобностью достаточно быстро, то Тургенев в течение 20 лет находился в зависимых отношениях с замужней дамой – певицей Полиной Виардо. И жил он в её доме в качестве друга семьи.


Всемирный день информирования о нарциссическом насилии...

Не знала...

Спасибо за рецензию!


И мне ещё кажется, что информировать о нарциссическом абьюзе надо со школьной скамьи, чтобы избежать непоправимых последствий. Ведь многих жизненных трагедий не случилось бы, если бы детям преподавали азы психологии в школе, уделяя особое внимание злокачественному нарциссизму, лежащему в основе и некоторых других расстройств личности, потенциально опасных для окружающих.

Спасибо за внимание, Евгения! )


Спасибо за интересную рецензию.Да, сам Тургенев отчасти похож на героя, тоже странная личная жизнь у него.

А вообще манипуляторы- нарциссы в литературе весьма популярны, причем они иногда выставляются весьма в выгодном свете,как некие таинственные, притягательные личности, которых читатели часто начинают жалеть и оправдывать


Спасибо, Галя! )

манипуляторы- нарциссы в литературе весьма популярны

Ну, так они же весьма популярны и в жизни, которую эта литература отображает. Правда, во всей своей красе нарциссы зачастую проявляются лишь наедине с жертвой, за закрытой дверью. А посторонним они кажутся обаятельными и доброжелательными людьми. Ведь нарцисс-манипулятор – это харизматичный и хорошо адаптированный в социуме оборотень: "уличный ангел – домашний демон".

они иногда выставляются весьма в выгодном свете,как некие таинственные, притягательные личности, которых читатели часто начинают жалеть и оправдывать

И, возможно, даже не иногда, а достаточно часто. Вот и Печорин тоже искренне удивлялся: «Неужели зло так привлекательно?». Это хороший риторический вопрос из его внутреннего монолога о себе самом. Но некоторые читатели и особенно читательницы действительно до сих пор симпатизируют ему и даже видят в нём идеал мужчины. Пожалуй, чтобы в полной мере понять Печорина, надо, наверное, или самому быть нарциссом, или владеть знаниями о нарциссизме, которые теперь необходимы каждому человеку. Ведь и в наше время таких "героев" не стало меньше. Кстати, я перечитала "Героя нашего времени" и убедилась, что Печорин действительно страдал ярко выраженным нарциссическим расстройством личности (НРЛ). Лермонтов, конечно, замечательно проиллюстрировал это психическое заболевание. Во всяком случае, мне так показалось.)


Я одно время хотела прочесть эту повесть Тургенева, но что-то не сложилось. Теперь благодаря твоей рецензии получила  о ней и ее героях представление. Читать книгу не буду скорее всего. Но твое описание прочла с удовольствием. )

Рецензия приурочена к Всемирному дню информирования о нарциссическом насилии, который ежегодно отмечается 1 июня, то есть сегодня.

Не знала.

Спасибо за рецензию, Людмила! )


Мне, конечно, приятно вносить свой скромный вклад хотя бы в информирование о существовании такого важного дня.) Ведь развитие цифровых технологий способствует не только расширению сферы деструктивной деятельности токсичных нарциссов-манипуляторов, но и позволяет распространять сведения о возможности противодействия им и обезвреживания. А знание – сила! )

Спасибо тебе за отклик, Кристина! )


Людмила, спасибо за такую замечательную рецензию на очаровательные "Вешние воды"!) Вот прочитала её и, кажется, просмотрела прекрасную киноленту-адаптацию тургеневского текста в изящном психологическом прочтении твоего проницательного взгляда изнутри.)

Она напоминает и Ребекку («Ребекка» Дафна дю Морье), и маркизу де Мертей («Опасные связи» Шодерло де Лакло), и известную цыганку Кармен, и лермонтовского "героя нашего времени" - Печорина, и многих других грандиозных нарциссов, лишённых эмпатии и способности любить, но наслаждающихся страданиями своих жертв-марионеток и ощущением себя всемогущим кукловодом.

Да уж, похоже, Полозова была гремучей смесью всех нарциссических пороков. Самовлюблённая царица на троне из чужих сердец. А какие чудесные книжные сравнения ты привела!) Сразу образ героини заиграл более сочными оттенками красок.)

Зачем?! И к кому: к замужней Джемме или к её 18-летней дочери? Похоже, что юношеская импульсивность и безрассудность всё же остались при нём.

Именно этот вопрос и меня взволновал в своё время. Почему-то тогда мне показалось, что этот юношеский задор импульсивного решения принесёт Санину только лавину ледяных вод утраченных иллюзий. Но кто знает... Разве волны чувств не способны покрыть собой самые стойкие айсберги времени?)

Ещё раз спасибо за эту интересную и красивую рецензию, Людмила!)


Спасибо, Аня, за добрые слова! )

этот юношеский задор импульсивного решения принесёт Санину только лавину ледяных вод утраченных иллюзий.

Да, такое очень даже возможно. Я вообще не понимаю, зачем Санин так резко и неожиданно сжигает мосты с родиной, продавая все свои имения. Он ведь мог сначала съездить в Америку на время (как он ездил в ту же Европу), а потом уже принимать окончательное решение. Очень уж безрассудный поступок для зрелого и богатого мужчины. Короче, какой-то фантазёр "на баррикаде". )


Любопытно, я не читала это произведение, но как будто узнала историю в твоём обзоре. Так ярко ты презентовала персонажей и переплетения их судеб)

многих других грандиозных нарциссов, лишённых эмпатии и способности любить, но наслаждающихся страданиями своих жертв-марионеток и

Напомнило мне одно из определений зла: "зло - это отсутствие эмпатии".

Классика жанра: идеализация, обесценивание, утилизация…

Недавно как раз читала об этих стадиях в Шахида Араби - Токсичные люди. Как защититься от нарциссов, газлайтеров, психопатов и других манипуляторов. Но сама книга мне не особо понравилась.

Спасибо за интересный разбор произведения, Людмила!)


я не читала это произведение, но как будто узнала историю

Кстати, есть множество экранизаций этой повести. Возможно, ты и видела какую-то из них.

одно из определений зла: "зло - это отсутствие эмпатии".

Тогда сразу напрашивается аналогичное определение: добро – это сострадание и милосердие. Да, отсутствие эмпатии – один из важнейших диагностических критериев злокачественного нарциссизма (НРЛ). Но харизматичные и хитрые нарциссы-притворщики прекрасно владеют когнитивной эмпатией и легко вводят в заблуждение окружающих.

Спасибо за отклик, Ника! )


есть множество экранизаций этой повести.

Вроде нет, не видела)

хитрые нарциссы-притворщики прекрасно владеют когнитивной эмпатией и легко вводят в заблуждение окружающих.

Да уж. Могут быть обаятельны, когда хотят.


Да, актёрского таланта они явно не лишены. Интересно, что определённые расстройства личности (кластер В по DSM-5: антисоциальное (психопаты, социопаты), пограничное, истерическое, нарциссическое) даже так и называются – театральные, эмоциональные, плохие. И, кстати, среди актёров достаточно много нарциссов. Впрочем, как и среди политиков и представителей власти. Наверное, большинство знаменитостей обладают, как минимум, нарциссической акцентуацией характера, так как нарциссические качества незаменимы на тернистом пути к вершинам власти и славы.


Людмила, привет!)
У меня дома помимо собрания сочинений Тургенева, есть ещё две его книженции большого формата, как я их называю - с тургеневскими девушками. И я их за жизнь перечитывала не раз, поскольку я к ним не равнодушна. И эта повесть туда входит тоже.
Но, вот сейчас читаю твою обстоятельно развернутую рецензию и понимаю, что я ничего уже, кроме, "Аси" и "Дворянского гнезда" не помню((
И твой отзыв интересный навёл меня на мысль, что пора всколыхнуть давно забытое, но прекрасное! Спасибо тебе за наводку, надо вернуться к Тургеневу и его девушкам))

Привет, Татьяна! Спасибо, что заглянула на огонёк! )
Рада, что натолкнула тебя на мысль о возвращении к Тургеневу. Давай, перечитывай и делись впечатлениями в рецензиях. Кстати, он же ещё и драматургом был, но я знаю, что пьесы читать ты не любишь. А мне "Месяц в деревне" понравился. )


Тургенев через несколько своих работ пронес эту тему выбора между роковой и порочной избалованной красотой и чистым нежным чувством. понимаешь, что пишет о том, что им лично прочувствовано и постоянно осмысляется


Спасибо за интересное дополнение, Евгения! )


Всегда с удовольствием читаю ваши психологические разборы поведения персонажей книг, а тут еще и тема, посвященная дню информирования о нарциссах.

Только что встретила идеальный пример такого типа личности в Сент-Джоне Риверсе, кузене главной героини романа  Шарлотты Бронте - Джейн Эйр.   Решила принести его в вашу замечательную коллекцию, вдруг у вас появится желание "разобраться" с ним, как он того заслуживает.


Спасибо за добрые слова! )
Роман "Джейн Эйр", конечно, на слуху, но я его пока не читала, к сожалению. Надо бы как-то восполнить этот досадный пробел. Теперь буду иметь в виду, что на его страницах цветёт и пахнет ядовитый нарцисс.)


Теперь буду иметь в виду, что на его страницах цветёт и пахнет ядовитый нарцисс.

Он особенно ядовитый, потому что прикрывается благими намерениями и служением людям и Бгу.
Буду теперь думать, что этот кактус вы уже посчитали!


кузен, вроде, умирает. нет? просто решила вспомнить... он, действительно, был мерзок, но мать его боготворила. с уважением.


Это два разных кузена. Тот про которого вы спросили, это сын дядюшки главной героини со стороны матери, давно почившего судьи Рида, завещавшего жене воспитать его племянницу и заботится о ней.
И он действительно умер, еще до момента, когда мистер Рочестер предложил героине незаконный брак.

А тот, о котором я написала выше, это кузен со стороны отца, племянник разбогатевшего на Мадейре Джона Эйра, священник и будущий миссионер.


да, людмила, героя вы разобрали по полочкам. сразу понятно ( говорю, исходя из не одной вашей рецензии), что вы психолог. у меня долгие годы всегда был в голове вопрос: как же писатели так четко выделяют те или иные черты персонажей, по сути, живописуя для читателя те или иные болезни/типажи/и т.п потом понЯла, что они ведь диагноз не ставят, а точно выделяют что-то, не давая им названия. так и тургенев выделил, кто есть полозова, но не назвал ее такой-то. после об этом прочитала в учебнике Гиппенрейтер "Введение в психологию". ведь в народном творчестве и затем у классиков вся психология в ее типах, ситуациях и т.д.
знаете, ...я никогда не считала Печорина нарциссом. всегда жалела его как личность, сломленную обстоятельствами и жизнью в светском обществе в целом. лишь от этого бессилия перед светом он мог тогда стать нарциссом, таким образом защищаясь, что ли, от того, что бы не хамить лишний раз, не вредить другим.... не могу сейчас додумать, просто ваши выводы для меня в диковинку. с уважением.


Спасибо за отклик, Екатерина!) Нет, я не психолог, но психологией увлекаюсь. А злокачественный нарциссизм заинтересовал меня менее двух лет назад, когда я и начала подробно изучать это разрушительное явление. Нарциссические черты есть, конечно, у каждого человека. Причём совсем без них никак не обойтись, ведь, например, здоровый эгоизм просто необходим для выживания. Но если говорить о Печорине, то у него прослеживается даже не нарциссическая акцентуация характера, а ярко выраженное нарциссическое расстройство личности (НРЛ). Он с удовольствием питается чужими психоэмоциональными ресурсами, убеждён в собственном превосходстве, а также лишён эмпатии и способности любить.

Кстати, в "Княжне Мери" Печорин сам себе признаётся, что мысль о страданиях княжны (в которых он виновен) доставляет ему "необъятное наслаждение" и откровенно сравнивает себя с Вампиром – изощрённо жестоким героем популярной во времена Лермонтова английской повести "Вампир". Оба героя (Печорин и лорд Ротвен (Вампир)), как настоящие нарциссы-манипуляторы, наполнены обаянием зла и легко влюбляют в себя женщин. Более того, они иногда даже становятся кумирами читательниц. "Неужели зло так привлекательно?" - прекрасный вопрос из внутреннего монолога недоумевающего Печорина, размышляющего о любви к нему Веры.

Этот же Печорин ещё является героем и незаконченного (во многом автобиографичного) романа "Княгиня Лиговская", где основой одной сюжетной линии послужили отношения Лермонтова с Сушковой. То, что сделал в реальности молодой поэт с этой девушкой, - жесточайший нарциссический абьюз. История их отношений была отражена и в отдельных его письмах (к Верещагиной и к Лопухиной), в которых он подробно описывал свои расчётливые игры и тактики манипулирования, применяемые к Сушковой. Это чистой воды эмоциональное и психологическое насилие над жертвой, доставляющее удовольствие любому злокачественному нарциссу-абьюзеру.

1 2