Больше рецензий

28 мая 2023 г. 13:55

683

3 «Жизнь — это хорошо. Но нам бы ещё свобода не помешала». (с)

Книга 2 — «Достойный высший суд» — рецензия
Книга 3 — «Безупречная Луна» — рецензия
Книга 4 — «Илос. Начало» — рецензия.
⠀⠀⠀Обходила этот цикл довольно долго, но рекомендации настигли меня, больше отгораживаться не получалось. Несмотря на то что в большинстве случаев творчество Лии Арден меня скорее привлекает, чем отталкивает, было некоторое подозрение по поводу цикл «Потомки первых». Несомненно, Арден — интересный феномен в русскоязычной литературе, он умудряется затронуть много разных культур и добавить культурные коды в свои произведения. Где-то получается («Мара и Морок»), где-то всё же сомнения («Двойник Запада»), где-то вообще никак («Невеста ноября»). Но так или инче хочется возвращаться к творчеству Арден. В этот раз трилогия (или же тетралогия) про восточную атмосферу. В целом мои подозрения не сбылись, но возникла как минимум одна проблема — где эта самая восточная атмосфера? Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀История берёт своё начло н безымянных Островах, где находятся представители разных королевств, которые решили вступить в брак с жителем другой страны. И на эти Острова случайно попадает Ойро, восемнадцатилетняя девушка, которая не помнит своего прошлого. Пара, приютившая её, стала для девочки семьёй. Но от прошлого не убежишь, даже если Ойро его не помнит. Ей приходится бежать с Островов, отправившись в такую далёкую, но родную страну, как Илос. Спасаясь от погони вместе со своим другом Дреном, Ойро столкнётся с серьёзными опасностями: Смотрителями, Падшими и другими, кто захочет остановить их. Пока опасное приключение друзей продолжается, в мире назревает война. Ойро предстоит найти своё место, отстояв свою жизнь, но прежде нужно будет вспомнить себя.
«Прости меня, что была недостаточно сильна. И не смогла тебя уберечь, – тихо шепчет женщина в ответ. – Но ты должна вспомнить свои обещания. Вернись к тем, кому их дала. Вернись к тем, кто принёс тебе свою клятву».
⠀⠀⠀Сюжет получился насыщенный и динамичный, персонажи всегда в движении и опасности, есть интрига. Но стоит сделать оговорку: интрига тут предсказуемая, в целом у Арден так и получается каждый раз. Она не просто оставляет чеховские ружья, она слишком рано раскрывает детали, которые стоит оставить на конец, чтобы кульминация выстрелил и дала нужный эффект. Уже в начале так или иначе догадываешься, что может случиться дальше, Арден будто и не пытается запутать читателя — а это важно, чтобы удерживать внимание и чтобы не уставать от сюжета. В остальном нет вопросов к развитию сюжета. Всё довольно увлекательно, даже порой трогательно, динамично и драматично.
«Нельзя пытаться изменить грядущее, инче всё действительно может быть ещё более непредсказуемым».
⠀⠀⠀Задумка кажется интересной и многообещающей. С самого начала понимаешь, что история будет масштабной, потому что задумка тесно связана с самим мироустройством книжного мир Арден. Мир активно развивается — его действительно хочется изучать и узнавать. Как Ойро внимательно слушала про Илос, так и я увлекалась историей Первых. Кроме того, законы и принципы работы мира, его история — очень интересные элементы книги. Например, про смешанные браки и передачу дара. Хочется верить, что в будущем Арден сможет грамотно продолжить развитие собственного мир, потому что он потенциально может подарить читателю много всего интересного, т. к. остаётся много вопросов. Посмотрим, что будет дальше.
⠀⠀⠀Но в книге не чувствуется заявленная культура. Нет тут «мотивов Древней Персии и Марокко», тут есть собственный авторский мир, а также образы, далёкие от восточной культуры. Возможно, в деталях что-то и проскальзывает (например, про сурьму, пустыни, оазисы, раздробленность и пр.), но в общем плане — ничего похожего. Это напоминает ситуацию с «Двойником Запада», где азиатский вайб скорее в деталях и предметах, чем в сюжете и персонажах. Слабо, очень слабо. Но мироустройство хотя бы вселяет некоторую надежду.
⠀⠀⠀В плане персонажей у меня не сложилось чёткого понимание, нравится ли мне кто-то или нет. Я очень ценю, когда авторы вписывают сильных женских персонажей, давая им грамотно раскрыться и интегрироваться в сюжет. С одной стороны, под это подходит главная героиня Ойро — смелая, отважная, заботливая и довольно сильная. Но как будто бы он смотрится блекло. Спорная ситуация получается: и круто, и не круто одновременно. Возможно, в будущем увидим более интересное развитие Ойро, но пока даже как-то скучно (и предсказуемо). «Меня зовут Ойро. Мне восемнадцать лет, и я… больше не одна… я не одна… я не одна…». Её друг Дарен выглядит примерно так же. Арден в который раз повторяет свой авторский архетип персонажей и связей между ними. Более интересно выглядят Айла и Даян (хоть это короткое появление), потому что пролог, конечно, внушил уверенность, что эти персонажи будут увлекательными. Ещё стоит сказать про Мальту: персонаж получился любопытным и даже более живым, чем все остальные. Её предыстория может потягаться с предысторией Ойро.
⠀⠀⠀В плане авторского стиля здесь Арден кажется многословной и слишком детальной. Такое не особо встречалось в других книгах, зато в «Золоте в тёмной ночи» хоть отбавляй. Сложно сказать, удачно или нет, потому что иногда казалось, что Арден уходит в ненужные дебри, слишком детально описывая быт, который можно упустить без потери смысла. Описания природы — вполне красиво, но вот описания быта и повседневных действий — можно было бы избежать.
Выводы:
⠀⠀⠀Книга цепляет — буквально с первых страниц (спасибо прологу), сюжет получился насыщенным и драматичным, а мир — интересным и увлекательным. Но проблемы всё же есть: отсутствие атмосферы, пока скучные персонажи, предсказуемость, излишние детали. Арден не особо удивляет этой книгой, много здесь повторяется — даже можно сказать, что есть определённые архетипы у Арден. Однако интриг остаётся, и поэтому хочется продолжить читать этот цикл. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. Увлекательно, динамично, драматично, но предсказуемо и порой нагружено.