Больше рецензий

jnozzz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2014 г. 17:29

452

4

...жара, обвешанный взрывчаткой террорист, отдуваясь и обливаясь потом, подходит к киоску с водой и говорит: - Уф! Если я сейчас не выпью стакан воды, я взорвусь!

Каждый раз, читая Дину Рубину, ломаю голову: все это происходило в реальности или плод авторского воображения?? С "Синдикатом" всё и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, я лучше различаю, где в романе реальность (или ее тень), где - гротеск, а где - и вовсе плод авторского воображения. С другой стороны, я сравниваю увиденную однажды реальную Дину Рубину - обычную, грубоватую и уставшую женщины, с выражением лица "отбыть бы мне этот номер и свалить восвояси" - с искрометной, находчивой и саркастичной дамой, плавно ведущей нас через свое повествование. И эти две Дины - реальная из "Синдиката" и голос рассказчика из романа - никак не могут соединиться в моем воображении.

А теперь непосредственно к роману. Смешно, уморительно, пошло, местами очень пошло. Еще раз смешно. Грустно, очень грустно, больно и обидно до слез (см. предисловие). Смешно, опять смешно. Надоело. Пропускаю страницы. Смешно, опять смешно. Снова смешно. Скучно, пропускаю страницы. Грустно, очень грустно. Тоскливо. Скучно. Опять смешно... Такая вот - серо-черная, почти без белых полос, но вывернутая наизнанку и превращенная в комикс, - реальность романа.

Надо отдать Рубиной должное - действительно страшные и кровавые факты она не "обстебала". Не превратила в комикс, не полила ведрами помоев, не сделала себя любимую победительницей, а всех остальных - лохами. Нет. Преподнесла эту жуткую, невыносимую реальность со всей ее болью, слезами и убийственной непредсказуемостью. За что автору огромное спасибо. Много раз ловила себя на том, что хочу скорее прорваться через этот стёб о каждодневности, сквозь эти потоки чёрной желчи, - назад, в Израиль. Чтобы еще раз прикоснуться и пережить.

Впрочем, теракты, увы, случались с тех пор далеко не только в Израиле. Помню, я и в Москву-то умудрилась попасть когда опять что-то где-то взорвали и метро было почти пустым. Так что, это не просто роман-комикс. Не просто стёб, причем с серьезными, на мой взгляд, перегибами, не просто открытый дневник переживаний, это еще и немного размышление. О том, как жизнь в мире, где тебя уже никто или ничто не сможет защитить. Этого в романе мало, меньше даже четверти, но оно очень и очень ценно.

Что такое «русская рулетка» - известно всем. А вот «израильская рулетка» - это когда человек приходит на автобусную станцию в Иерусалиме и садится в первый подошедший автобус...

Еще за некоторый минус я бы поставила постоянное опускание других - молодых и начинающих авторов. Нет, я, естественно, не берусь судить, но как-то это очень жестоко. Талант, увы, распределяется по людям неравномерно. А так хотелось бы )). Ну и как тут уже кто-то писал в рецензиях - слишком много национального колорита. Я бы сказала даже, что не национального колорита - а некоторой озлобленности этим колоритом, и превращении, опять-таки, все в тот же комикс, когда глазу непосвященному слишком трудно различить, - где заканчивается реальность и начинается игра воображения.

Из приятного еще порадовал современный анонимный "пророк" Азария, который непрерывно слал по интернету отзывы о реальности и старые пророчества на новый лад. Эдакий голос Вселенной. Еще серия вставок (почти) без стеба, без пахабства и обсмакивания проблем. С грустью. С тоской. С печалью.

Посоветую ли я ее дальше? И да, и нет. Дина Рубина, конечно, остается верна себе - с обволакивающим душевным теплом, едким саднящим юмором, грустными размышлениями о жизни. Но что-то в романе не так. Что-то сломлено. Или затянутость эта горемычная, или повторяющиеся-похожие друг на друга ситуации, или непрекращающийся скулеж под видом сатиры. А может - может быть, реально, порог честности, уместный автору, чуть-чуть превышен. Желтый свет...

P.S. Вот что еще интересно - стала выписывать цитаты. Будучи вырванными из контекста - они не смешные, они очень страшные... В итоге оставила только те цитаты, которые однозначно страшные, чего уж тут...