Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2023 г. 13:33

337

5

Это третья главная книга Траута и Райса (другими являются «Позиционирование. Битва за умы» (Positioning: The Battle for Your Mind) и «Дифференцируйся или умирай» ( Differentiate or Die)). Разумеется, эта книга логически связана со всеми теми идеями, что авторы изложили в двух выше названных книгах. Поэтому я бы сказал, что эти три книги являются крайне важными не только в творчестве этих двух авторов, но и в маркетинге как таковом. И, следовательно, эти три книги я крайне рекомендую прочитать тем, кто только знакомится с маркетингом.

Я бы отнёс книгу «Маркетинговые войны» к книгам по стратегическому менеджменту, т.к. эта книга напомнила мне книгу Майкла Портера «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов» (
Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors). Я не хочу сказать, что эти две книги идентичны. Скорее, они очень удачно дополняют друг друга и вносят существенный вклад в понимание бизнес-стратегии, стратегического маркетинга. Несмотря на то стратегический менеджмент тесно связан с маркетингом, книгу Портера я бы отнёс к маркетингу, а не к менеджменту. Как я написал выше, книга «Маркетинговые войны» тесно связанна с двумя другими книгами Траута и Райса, что означает, что в данной книге тема построения стратегии на предприятии рассматривается с позиции именно маркетинга. К примеру, авторы пишут, что стратегия ориентации на узкий сегмент или стратегия массового маркетинга должна базироваться на том положении, которое занимаем компания на рынке. Так, Coca-Cola является лидером отрасли и поэтому может использовать (и использует) стратегию массового маркетинга. Компании позволяют это делать и ресурсы и ситуация. В свою очередь компания Pepsi должна использовать фланговую стратегию, ибо атаковать в лоб лидера отрасли – Coca-Cola – практически бессмысленно. Другим фирмам следует использовать партизанскую стратегию, т.е. выбор узкого сегмента (спортивная вода типа Powerade, к примеру). Я привёл самый простой пример, чтобы понимать, что содержится в книге.

Однако учитывая, что книга называется «Маркетинговые войны», стоит также упомянуть, что эти примеры являются только частью того из чего состоит книга, т.к. они используются для иллюстрации…Чего? Для иллюстрации военных стратегий. По мысли авторов, военные стратегии хороши не только на поле боя, но и в бизнесе. Тут нужно отдать должное авторам, ибо они очень удачно вписали военные стратегии в повседневную жизнь бизнеса. Я не часто встречаю, когда примеры из одной области идеально подходят для использования в совершенно другой, но в этой книге авторы настолько умело вписали эти стратегии и как эти военные стратегии работают в сегодняшнем бизнесе, что я просто «снимаю шляпу». Это великолепно! Я хочу сказать, что буквально можно брать описываемую стратегию – фланговая атака, партизанская стратегия, позиция лидера – и применять выбранную стратегию совершенно в любом бизнесе. Неважно, о каком бизнесе идёт речь (большой, средний или мелкий) так же как не важно в какой отрасли оперирует компания, ибо предложенные стратегии универсальны, т.е. подходят практически к любой фирме. Мне трудно представить, где предложенные авторами стратегии могут не сработать.

В общем, эта книга является крайне важной для маркетингового сообщества и поэтому мне странно слышать, что авторы неконкретны в чём-то. А что вы ожидали? Пошаговое руководство как построить бизнес, который со 100% гарантией будет успешен? Но цель книги: дать информацию, а не секрет успеха. Это уже предприниматель/маркетолог должен, обладая подобной информацией, сам создать что-то, что принесёт успех компании. Можно сказать, что эта книга является молотком и поэтому только от читателя зависит, сможет ли он воспользоваться этим молотком или нет. Эта книга не даст ответов на все вопросы, связанные с маркетингом или бизнесом, но она даст понимание того, что такое стратегия в бизнесе, от чего она зависит и как построение верной стратегии может привести фирму к финансовому успеху.