Больше рецензий

27 июля 2009 г. 17:00

261

5

Иногда о мастерах прошлого с придыханием говорят: "Нет, ну как же он современен!" - не удосуживаясь при этом объяснить, а чем же он, собственно, современен-то. Я бы не стала так говорить ни о ком, даже если будут обнаружены доказательства, хотя в случае с "Жаном-Кристофом" они как раз налицо.

"Когда-то ссылались на гнусное право сильного. Ей-богу, не знаю, не гнуснее ли еще право слабого: оно расслабляет мысль в наши дни, оно принижает и эксплуатирует сильных. можно подумать, что теперь великая заслуга быть болезненным, бедным, неумным, угнетенным, а худший порок - быть сильным, здоровым, удачливым. И нелепее всего то, что сильные сами в это верят..."

И это при том, что в описываемом обществе не наблюдалась столь патологическая ситуация с поддержкой убогих-немощных, как здесь и сейчас. А вот швейцарский городок (социальная сеть, однако):

"Гнет этой дисциплины, однако, казался им недостаточным. Эти люди чувствовали себя все еще мало связанными в недрах своей касты. Чтобы окончательно сковать себя, они образовали внутри этого большого Verein'а множество маленьких Verein'ов. Их насчитывалось уже несколько сотен, и число их ежегодно увеличивалось. Существовали Verein'ы всевозможных назначений: благотворительные, благочестивые, коммерческие, благочестивые и коммерческие одновременно, художественные, научные, певческие, музыкальные, Verein'ы для умственных упражнений и для упражнений физических, для сборищ, попросту для того, чтобы вместе повеселиться; были Verein'ы участковые, Verein'ы корпораций, были Verein'ы людей, которые занимали одинаковое положение, которые обладали одинаковым состоянием, одинаковым весом и у которых были одни и те же имена. Говорят, будто собирались образовать Vereine des Vereinslosen (то есть тех, кто не принадлежал ни к какому Verein'у); но таких не набралось в городе и десяти человек."

Хотя за эти месяцы мнение о романе менялось от "ой-ой-ой, как классно" до "ну сколько можно?!", теперь для меня эта книга хороша в точности так, как может быть хороша хорошая книга. Многостраничные отвлеченные размышления автора о социальных, политических и других материях, которые как раз и есть "сколько можно" - но как захватывают! - и проникновенный финал. Роман наполнен музыкой и сам, кажется, звучит почти слышно.

Привет Игорю Берову и его Незабываемой Берте, с подачи которых она оказалась у меня в руках.