Больше рецензий

YasnayaElga

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2014 г. 20:40

2K

5

«Роберт Макки – просто удачливый козёл», - с этим не слишком лестным и для автора, и для себя убеждением я взялась за чтение «Истории на миллион долларов». Мнение это, кстати, не вполне безосновательное.
Во-первых, была я как-то на лекции Макки во время его приезда в Киев. Он там лил воду, завоевывал внимание присутствующих бесконечным «fuck» и активно призывал всех посетить его платный семинар. Из аудитории я тогда вышла с чувством, что слишком много гуру развелось на нашей грешной земле.
Во-вторых, Макки, по сценарию которого был снят всего один (и то малоизвестный) фильм, не только учит, как писать сценарии, но и рассказывает, как специалисты Microsoft должны создавать видеоигры, а бизнесмены – делать бизнес. За большие деньги рассказывает, конечно. Гуру он или где? Сейчас Мастер научит тебя деньги делать и мысли думать, человечишка.
Ну, и в-третьих, пару лет назад я открыла его единственную и самую знаменитую книгу – и сдалась на прологе. «Я написал эту книгу, чтобы помочь вам овладеть мастерством создания сценариев, сделать свободными в выражении оригинального видения жизни, вывести ваш талант за рамки условностей и создавать фильмы, отличающиеся самобытным содержанием, структурой и стилем». Хорошо, излагает, зараза! Учитесь, Киса.
Но всё-таки к книге я вернулась, потому что недавно решила приобщиться к миру кино и начала-таки что-то смотреть. Ну, и заодно читать, что другие люди пишут. На Кинопоиске на момент написания этого текста пользователи разместили 464441 рецензию, а уж каждый блогер, как известно, критик от Бога. А что всё Сыроежкин да Сыроежкин, у меня тоже голос есть, я тоже петь хочу! Хочется же аргументировано написать, что вот этот фильм – конфетка, а вот тот и на фантик не потянет. А Вася, который со мной спорит по этому поводу, просто ничего не понимает в искусстве. Для всего этого нужна хоть какая-то база, так что к Макки я всё-таки пришла. И не пожалела вот почему:

1) Макки даёт основы основ и соответствующую терминологию. Что такое сцена, кадр, эпизод и акт? В чём разница между архисюжетом, мини-сюжетом и антисюжетом? Что такое характер и характеризация? Что из себя представляют французские и калифорнийские сцены? Почему немотивированную экспозицию называют «вытиранием пыли»? Что общего и различного у тайны, саспенса и драматической иронии?
2) Текст написан в духе американских учебников, то есть максимально доступно и с примерами. К этому же пункту следует отнести визуализацию: все основные моменты иллюстрированы схемами. Так что вам не нужно специальное образование, чтобы освоить текст - только желание и любопытство.
3) Из книги можно почерпнуть не просто список хороших фильмов, а систематизированные небольшие списки (например, десяток известных фильмов с антисюжетом или же фильмы, сортированные по разным жанрам и сюжетам - так, бывают сюжеты воспитания, искупления вины или наказания). Это удобно, особенно если на искушенного киномана вы не тянете – и вам, в целом, всё равно, с чего начинать знакомство с хорошим кино.
4) Макки испытывает уважение к зрителю. «Пипл схавает», - это не сюда. Публика не глупее сценариста, не надо её оскорблять.
5) Из книги можно почерпнуть неплохие формулировки хороших идей. Например, вот эту: «Если бы у меня была возможность отправить телеграмму создателям фильмов во всем мире, я написал бы три слова: «Эмоцию вызывает смысл». Ни деньги, ни секс, ни спецэффекты, ни кинозвезды, ни роскошный зрительный ряд».
6) Ну, и, пожалуй, в качестве приятного бонуса – анализ нескольких фильмов, включая подробный анализ нескольких сцен «Касабланки». Действительно интересно прочитать, как выглядит критический разбор вне категорий «а мне вот нравится! Это же про нашу жизнь, ребята!».
7) Едва не забыла: Макки ссылается на всех классиков, которых может вспомнить – от Аристотеля до Сартра, но смешно это, как ни странно, не выглядит. Цитаты уместны, и даже Мао Цзедун внезапно оказывается весьма кстати.

Чтобы не превратить свой текст в панегирик, приведу несколько негативных моментов:

1) В книге речь идёт об американском и европейском кино. Азиатское упоминается в контексте «роста интереса» и «подъема». Ну, про советское, например, речь вообще не идёт. Объяснить это просто, но учитывать как факт все равно надо.
2) Книга написана в 1998 г., последующих редакций, я так понимаю, нет, поэтому самые новые для текста фильмы датируются 1997 годом. На смысл это, по-моему, не влияет, но кому-то может не понравиться.
3) Есть ряд банальностей, без которых никуда. Например, вы знали, что кульминация в фильме очень важна? Нет? Господи, откуда вы свалились? С другой стороны, я думаю, для многих и определение «стихомифии» кажется тривиальностью.
4) Обещания издателей, что книга пригодится всем тем, кто связан с написанием текста – просто рекламный ход. То есть журналисты, пиарщики, копирайтеры и прочие творческие люди, имеющие дело с текстом, из книги могут почерпнуть только знания о кинематографе. Искусство создания историй для кино – это всё-таки особый вид творчества. Не рассчитывайте объять необъятное.
5) По большому счету, ничего из сказанного Макки не ново. Так, многое можно вычитать у Аристотеля – и это действительно так. Проблема лишь в том, что вряд ли вы пойдёте к Аристотелю за списком хороших фильмов или современной терминологией.
6) Если анализ фильмов весьма хорош, то некоторые итоговые оценки более чем спорные: накладывает отпечаток личный вкус автора. Но ведь книга Макки – не Библия. Её ценность состоит исключительно в том, чтобы дать алфавит и научить читать. А дальше – сами, сами.

Стоит ли читать «Историю на миллион долларов»? Если у вас нет образования в этой сфере, да, стоит. Все мы смотрим фильмы, и хочется всё-таки смотреть их осмысленно, с пониманием того, почему вот здесь хорошо, а вот здесь чертовски скучно.
«История» - из тех, книг которые можно перечитывать? Пожалуй, да. Всю целиком вы перечитывать её вряд ли будете, но вот возвращаться как к справочнику – почему бы и нет. В крайнем случае хоть списки фильмов пригодятся в пору терзаний «что бы такое посмотреть».
Ну, и вывод: кино – это не попкорн и места для поцелуев. «Пожалуйста, пусть все будет хорошо. Пусть я получу опыт, которого у меня никогда не было, и узнаю новую для себя истину. Пусть я посмеюсь над тем, что никогда не казалось мне смешным. Пусть растревожит меня то, что никогда не волновало раньше. Пусть я увижу мир по-новому. Аминь».
Хороших вам фильмов.

Комментарии


Знаете, а я у Митты прочитала очевидную вещь о том, как зрителя правильно держать на крючке интереса, выдавая экшен порциями, по чуть.
Неприятно почему-то стало, хочется получать от фильма заряд эмоций.
Я вот чувствую какую-то детскость в своих словах, ведь можно понимать и видеть структуру и не терять эмоции.
Что скажете?


Скажу, что рада, что добралась до Макки раньше, чем до Митты. И процитирую "Историю": "Когда идея соединяется с эмоциональным зарядом, она становится более сильной, глубокой и запоминающейся. Вы можете забыть, что когда-то увидели на улице мертвое тело, но смерть Гамлета будет тревожить вас всегда. Жизнь сама по себе, без формирующего ее искусства, погружает в замешательство и хаос, а эстетическая эмоция приводит знания и чувства к гармоничному соответствию, позволяя с большей долей уверенности сориентироваться в окружающей действительности. Одним словом, хорошо рассказанная история предоставляет именно то, что вы не можете получить от жизни: осмысленное эмоциональное переживание".
Это цитата из главы "Структура и смысл". Подойдет как ответ на вопрос? :)


Ох, как-то меня эта цитата ещё больше путает.
Я имела ввиду, что эмоциональное переживание от фильма (и предела осмысливания на основе собственных эмоций нет) жалко заменять проф.по-кадровой, структурной расчлененкой.
А Макки утверждает, что МЫ НЕ МОЖЕМ получить от жизни это самое осмысленное переживание. Понятно, что он говорит о невозможности прожить все жизни сразу, испытать все приключения. Но фраза его неудачна.
Я запомнила название главы, попробую прочитать всю.


Нет, он говорит не об этом. Он говорит о том, что человек обычно осмысливает события уже после того, как они произошли. То есть сначала мы бежим, кричим, впадаем в ступор, выдаём трёхэтажный мат, плачем, смеемся и прочее, а потом уже, по прошествии времени, осмысливаем. И если мы действительно осмыслили это, в следующий раз на такое же событие реакция может быть иной, более осмысленной, более глубокой. А в кино мы, как правило, осмысливаем (да, опять это слово) событие в тот момент, когда мы его видим. Мы не впадаем в шок каждый раз, когда видим труп в кадре. Он может вызывать у нас и эмоцию, и мысль "человек смертен" или "внезапно смертен".
То есть это не про все жизни сразу, это про другое. Действительно, стоит читать главу, потому что получается, что я вырываю фразы из контекста - и они получают совершенно другое смысл.


Да, надо читать.
Спасибо:)


Спасибо за очень интересную рецензию! Книгу захотелось прочитать, так как я киноман и пользователь КиноПоиска, а с рецензиями на фильмы порой тоже возникают проблемы. А все из-за недостаточных знаний в области кинематографа.
Желаю Вам у спехов на КиноПоиске (:


Я там пока не слишком освоилась, всё как-то в блог чаще пишу. Посмотрим, как пойдет.
Но если вы киноман, тогда Макки, конечно, must read.


Так здорово написано! Я вот еще-какой-киноман и, хоть и всегда полагаюсь на собственную интуицию как в выборе фильма, так и в последующей его оценке сильных-слабых сторон, книгу прочесть очень даже захотелось.


Интуиция тоже работает, особенно если просмотрено уже много фильмов (у меня мало, но с каждым новым десятком восприятие меняется). Просто интуиция, усиленная видением приёмов и структуры, даёт больший эффект.
Я бы сказала, что если вы киноман, то читайте обязательно :)


На Кинопоиске на момент написания этого текста пользователи разместили 464441 рецензию, а уж каждый блогер, как известно, критик от Бога. А что всё Сыроежкин да Сыроежкин, у меня тоже голос есть, я тоже петь хочу!

Критики пишут для критиков, критики читают критиков. Бич поколения всемирной паутины. Хвастовство одного рыбака перед другим относительно своего улова не несет вообще никакой практичной ценности. Чтение данной книги для Вас оказалось бессмысленным. :(


Черт, в следующий раз вообще без иронии писать буду. Или предупреждение ставить в начале: в тексте есть ирония, будьте осторожны! Как думаете?


Все зависит оттого, какую цель в следующий раз Вы себе поставите.