Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2014 г. 20:29

642

4.5

Почему вдруг арабскому историку, доктору наук, захотелось поговорить о становлении веры? Причем ладно бы в исламе, нет, в христианстве V-го века нашей эры, когда в Александрии, одном из древних центров веры, в раздорах и гонениях происходило становление государственной религии. А может это случилось потому, что арабский ученый, директор Центра древних рукописей Александрийской библиотеки оказался специалистом по ранне-христианским письменным источникам и обладателем бесценной информации, в которой не очень нуждаются не только правоверные мусульмане, но и современные христианские богословы? Наверное, в исламской традиции подобные изыскания нежелательны (это мои догадки, я не сведуща в этих вопросах), но все же книгу, затрагивающую основы чужой религии, врят ли просто так изъяли из продажи в его стране. А христианская церковь всегда накидывала флер стыдливости на многие неблаговидные свои деяния. Еще, судя по эпиграфу, этой книгой ученый закончил какой-то важный спор с собственной дочерью. «Это, дочь моя, мое откровение, которое никогда не было ниспослано обоим мирам». Какому из миров откровения не досталось?

Роман представляет собой дневниковые записи, написанные неведомым миру монахом Гипой, в 490-х годах нашей эры, найденные неизвестным археологом в наши дни и опубликованные после его смерти. Гипа - совсем не герой, человек верующий, творческий, мягкий и любящий, замечательный лекарь, поэт и регент детского церковного хора. В своем дневнике он расскажет нам о событиях, свидетелем которых ему привелось быть. Учитывая характер этих событий, удивительно крепка окажется вера в этом тихом и робком на первый взгляд человеке.

Первое столкновение с человеческой жестокостью в детстве – за то, что отец мальчика приносил рыбу жрецам старого бога, люди, называющими себя христианами, убивают его во имя веры. Это заставляет его покинуть родные места, но не отвращает от религии. Второй раз он столкнется с человеческой жестокостью, когда отправится в Александрию за знаниями. Он будет мечтать о занятиях в знаменитом александрийском Музейоне, о посещении известной на весь мир библиотеки. А вместо этого на руинах сожженного Музейона христианские мракобесы разорвут на клочки Гипатию, женщину–ученого, математика и философа. Она будет молить о помощи, но он не осмелится ей помочь. И вновь страдания и моральное опустошение заставят его обратиться к истокам веры, искать поддержки у святых отшельников и совершить паломничество в Иерусалим. Видимо бог сжалится над ним, и даст ему годы спокойствия в стенах монастыря близ Алеппо.

Но будет еще один кризис – он полюбит женщину, а в это же время, в одной из битв за «правильную» веру, падет в борьбе со своими церковными врагами его любимый наставник. Противник привлечет на свою сторону Императора и Папу и его вера окажется «правильнее». Кризис будет так силен, что у героя он из духовной сферы перейдет в физическую – и чуть не убьет его, но по всем известной поговорке, сделает только сильнее.

Самое интересное – это конечно общение Гипы с тем, кого он называет «Азазель». Чья это «ипостась» ? Самого ли героя – то, что сейчас мы называем «бессознательное», или самого врага всего сущего? Или это голос его совести? Но больше всего мне нравится объяснение самого автора. От имени этой сущности он говорит: «— Гипа, я и есть ты, я — каждый из вас. Вы видите меня рядом всякий раз, когда пожелаете. Я всегда готов снять ответственность, отменить обязательства и оправдать любого приговоренного. Я — желание, желающий и желаемый; я — слуга человеческий, тот, кто подстрекает его идти на поводу собственных заблуждений». То есть это та темная сторона человеческой натуры, «зверь внутри нас», которому приличный человек обязан противостоять, и не важно, какую он исповедует веру. И получается, что в основе любой веры лежит нравственный закон, и если человек переступает через него, то грош цена всем его молитвам и декларациям.
Мне понравилась обложка русского издания. Через прореху в старом пергаменте мы видим страдающие человеческие глаза. Чьи они? Что они видят?

P.S.Спойлер

Не уверена, что поняла концовку, поделитесь, кто прочитал! Ведь в конце Гипа уходит из монастыря, поняв что бог в сердце человека, где бы он не жил; и чтобы любить бога не обязательно быть монахом, можно просто жить, любить жену, растить детей и верить?

Прочитано в рамках флешмоба "Вокруг Света с... Литературным Персонажем" - Египет.

Комментарии


Позволю себе откомментировать вашу рецензию.
1. В исламской традиции не запрещены поиски истоков веры. Более того, христианство и ислам - родственные религии, имеющие единых пророков. Печальная судьба книги на родине - следствие становления исламского фундаментализма в странах Северной Африки последнее время, запрещающее научный подход вообще, от которого страдают и мусульмане в том числе.
2. Полагаю, откровение книги - что дело не в религии, а в вере, в ценностях, порядочности в конце концов. И автор взял на себя смелость написать о "своем" пророке, чьи ценности можно отнести и к христианскому и мусульманскому миру. Хотя, описываемые события по времени совпадают с тем временем, когда совсем скоро появится новая религия - ислам и на какое то время внесет свет и ясность в духовность, смущенную дрязгами христианского администрирования. Я думаю, он неспроста выбрал это время.
3. Азазель - это шайтан. Демон-провокатор. Наше низменное, приземленное Я. Но шайтан - опять таки понятие из исламской религии и культуры. Подсказка - в эпиграфе.
4. Меня глаза смущают)) уж больно подглядывающие))
5. Насчет концовки. Убеждена, что ваша догадка верна)) Потому что это тот этап христианства, когда догмы только формировались, включая простите маразматичные, о которых Христос не подозревал даже. И когда наш герой вследствие нелицеприятных разборок понял, что церковь и вера разные вещи - выбрал веру, любовь итп. Тогда за этотбы его еще не убили и не предали позору, а вот через пару лет после пресловутого описываемого Собора и ужесточения правил - вполне.


нелицеприятный — это "беспристрастный".


Спасибо, поправила.


О спасибо, что откликнулись, да еще так развернуто:)))
По первому пункту - так я и думала, что современные "ревнители веры" не поощряют подобных изысканий.
2. Вы считаете, что для автора Гипа является своеобразным "новым пророком", ищущим "чистой веры", не оскверненной церковными дрязгами? Как интересно! А вот про то, что описывается время как раз накануне рождения новой религии, я не догадалась :))) Очень похоже.
По третьему пункту мы с Вами совпадаем :). И с эпиграфом про шайтана все понятно, а вот про что он говорит в первом эпиграфе? Какому из миров "откровения не досталось"?
4. :)))
5. Отлично! Значит в те времена еще можно было "расстричься" и иметь семью :)))
Давайте на "ты" перейдем? :)))


Конечно, давай перейдем))

В том то и дело, что описывая политику ревнителей веры, он кинул камушек в свой огород. С их "церковью" сейчас происходят похожие вещи, что и с христианской тогда. Во всяком случае, в странах Северной Африки.
Однако, я сомневаюсь, что те кто книгу запретил до этого дошел. Я думаю, они "напали" на симпатию к главному герою - христианину. Хотя, кто знает, что за мотив запрета?
По поводу того, что не досталось обоим - что носителю настоящих христианских и исламских ценностей - доброта, бескорыстие, прощение, вера, забота о ближнем - не найдется места ни в христианском мире, ни в мусульманском. И такой как Гипа, если бы упорствовал - заслужил бы свой крест. И там, и там. Потому что церковь - не Бог. Церковь на земле, значит земной институт с земными правилами игры. Я думаю, посыл такой. И вообще, книга тем и уникальна, что она изобличая, призывает к гармонии через смирение. Очень по Христу, очень по Магомету...


Какой, однако, извилистый путь для такого послания. Да, все религии призывают к смирению :)) Только вот Гипа-то его как раз в конце и не проявил. А может послание-то в том, чтобы церковная власть не заигрывалась в эти свои игры. А то ее паства возьмет котомку, затянет пояс, да и отправится куда-нибудь еще (с Богом в сердце) :)))


Я думаю, он проявил смирение и верность себе. Благодаря Азазелю. Ну и кому была бы польза от испуганного, разочарованного в людях (не в Боге) затворнике, еще и подавившего естественную природную страсть к женщине? А от счастливого порядочного врача польза миру будет. В этом и посыл. Для того, что бы быть человеком Бога, достаточно соблюдать заповеди, а не состоять в рядах чего-то.
И ты права - посыл что с Богом и котомкой к Богу ближе))
Это человеческие придумки - безбрачие, упрямство, доказывание миру и всем окружающим каких то истин. То что это надо Богу, или Спасителю или Магомету в первоисточниках не написано. Это ревнители придумали, что бы управлять с помощью религии.
В общем, хорошо что инквизиции нет, меня б уже потащили на костер... Брр


Про Гипу - согласна! И пусть будет ему счастье :) Про христианских управленцев - хорошо, что у нас времена нынче другие :)) А вот у Зейдана в Египте как раз самые те. Наверное, поэтому и появилась такая книга - такой своеобразный межкультурный диалог со сдвигом на 15 веков. А Зейдан - это такой современный Гипа, у которого нет сил смотреть, как власти вновь объясняют народу, чья вера "правильнее". Историки в этом смысле "не пророки в своем отечестве". Они знают, что в истории все повторяется, да только никто не хочет учить ее уроки :(((


да нет же, глаза на обложке - это уже старый забитый приём


Ну, значит здесь этот прием сработал :)))