Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

11 мая 2023 г. 02:00

423

5 Не в воле человека путь его...

Польская литература в Галактике литературы мировой весьма своеобразная и достаточно яркая звездочка. По глубине, психологизму, раскрытию социальных тем она в чём-то близка литературе российской. Возможно это вызвано долгим вращением польских писателей в нашей орбите. И, заметьте, существование рядом такого гиганта, как российская литература ничуть не подавило поляков, а наоборот как раз и выпустило наружу их мощный потенциал.

Творческое наследие поляка Тадеуша Доленги-Мостовича в такой же степени может принадлежать России и Белоруссии, ибо его детство и юность прошли в Витебской губернии, входившей тогда в состав Российской Империи. Во всяком случае, основное действие дилогии о профессоре Вильчуре проходит именно там, в местах, которые писатель хорошо знал и любил.

Вот так. Живет талантливый человек, наслаждаясь всеми благами и радостями земного существования. У него есть все – слава, достаток, любимая работа и обожаемая семья. И в какой-то момент Рафал Вильчур перестает трезво оценивать реальность. Ему кажется, что его зона комфорта вечна. Но, видимо, Господь думает несколько иначе. Безусловно, тема Божьего провидения в романе, хотя и не навязчиво, не в лоб, но присутствует. «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9).

Рафалу Вильчуру, утратившему все, что имел, судьбой было предписано пройти все круги ада, фактически умереть в прежнем своем обличье и имени, чтобы найти единственно правильный путь: бескорыстно служить простым людям. Никто, конечно, не станет утверждать, что врач не должен кормиться от трудов своих и получать вознаграждение. Но он не должен ставить это во главу угла. Даже для блага любимой женщины. Тем более, что ни его богатство, ни его дорогие подарки не смогли оплатить то единственное, к чему Вильчур стремился все эти годы до катастрофы. Беата так и не смогла его полюбить. Она выбрала тот самый рай в шалаше рядом с любимым. Но не с Рафалом.

Не зря говорят, что Господь даёт только тот крест, который человеку по силам. Вильчур, теперь уже Антоний Косиба, утратив память о прошлом, начинает жизнь словно по теории tabula rasa Джона Локка.

Единственное, что ему осталось – руки гениального хирурга. Ими Вильчур-Косиба пишет свою жизнь заново. И прошлое, как на волшебной картине, шаг зашагом начинает проступать и возвращаться. Только вот нужно ли это самому профессору? Об этом очень подробно рассказывает вторая часть дилогии.

Читая, я многие события книги уже знала из фильма, который смотрела в юности. Картина Ежи Гофмана замечательная, но в ней нет очень важной детали – безграничной любви к этой прекрасной в разное время года земле и к тем людям, которые здесь живут и трудятся. Нет удивительных описаний природы Западной Белоруссии, тех обычаев, обрядов, горя и праздников, так старательно описанных Доленгой-Мостовичем. Как нет и прекрасного языка, которым роман написан.

Доленга-Мостович показал себя не только как блестящий писатель, но и как тонкий психолог. Словесные характеристики и внутренние переживания его героев описаны лаконично, но с поразительной точностью. Им сопереживаешь на подсознательном уровне. Даже доктор Павлицкий, который в первой части выступает как персонаж не вызывающий большой симпатии, в какой-то степени имеет свой резон и оправдание: не ту профессиональную стезю выбрал, вот и нет удачи. Ну, а знахарь Антоний для него конкурент и, следовательно, противник. При этом Павлицкий, в части того, что человек без медицинского образования не имеет права лечить, да еще и действительно в антисанитарных условиях, по-своему прав.

Да, некоторые моменты в книге могут вызыватьсомнения. Например, насколько возможен благополучный исход сложнейшей операции по поводу перелома основания черепа в сельской избе, без наркоза и, опять же таки, без соблюдения условий элементарной гигиены? Это фантастика, допустимая только в жанре мелодрамы. Многие обвиняли и обвиняют этот роман в излишнем мелодраматизме. В какой-то степени я с этой критикой согласна. Но простим автору. Тем более, что динамизм и острота сюжетных поворотов с лихвой всё окупают.

Читать/ не читать. Если вы прочитали мою рецензию, то ответ очевиден. Конечно читать! Прекрасная классическая проза, в которой каждый найдёт своё.

o-r.jpg

Прочитано в игре "Литературная экспедиция" , тур 9 (группа "ЧКВ")

Комментарии


Валишевского почитайте - тот ещё ярко-звезданутый представитель польской литературы))))))))