Больше рецензий
24 февраля 2014 г. 18:07
2K
4
РецензияНесколько соображений по поводу.
Во-первых. Я ценю Григория Чхартишвили, как одного из самых адекватных общественных деятелей в нашей стране, но с творчеством Бориса Акунина я почти не знаком, ибо не интересно. И вот такой прецедент. Понятно, что здесь они выступают дуэтом, и правильней было указать двух авторов. Поскольку, как всегда бойкий беллетрист взялся излагать в науч-поповском ключе довольно серьёзный контент. Это уже на турецком взморье полусонно не полежишь, не почитаешь. Есть риск закипеть.
Во-вторых. Как это было у меня. В советской школе на уроке истории не было большего греха - как не знать исторические даты. Мы их рисовали дома на картонках, а на уроке, как обезьянки, по команде учителя ловко их показывали. Чем выше поднимешь, тем больше ты молодец. Советская педагогика в действии. Справедливости ради надо сказать, что в старших классах у меня был совершенно другой и, прямо скажем, очень крутой учитель – новатор. Парты у нас стояли по периметру, он сидел в центре на учительском столе (поскольку был очень высокий и стулья за мебель не признавал). Пил кофе из термоса, курил папиросы и вел с нами беседы. У него это называлось проблемный подход в изучении истории. Из двоек мы не вылезали, но к концу учебы лично я понял, что кроме истории ничего не знаю и поступил на исторический факультет. Поскольку с хорошим учителем я изучал только 20 век, а с плохими - все остальное, готовился я к поступлению по многотомному изданию с совершенно фееричным названием «История СССР с древнейших времен до наших дней». В ВУЗе я учился по учебникам академика Рыбакова и прочих советских историков. Для экзамена вдалбливал в свою голову еще большее количество дат. Как итог – серьезного, даже полусерьезного историка из меня не получилось. Есть какое-то общее представление об истерическом развитии нашей Родины. Что же говорить об основной массе советских детей, для которых самым интересным на уроке истории было разрисовывание учебника? Мой сосед, например, несколько уроков с воодушевлением разрисовывал запорожцев, писавших письмо турецкому султану. Это было всяко веселее! А сейчас хочется узнать, наверстать упущенное. Но что почитать? Учебник истории для 5-7 класса? Примитивно. Ключевский, Карамзин? Язык не современен, местами архаичен. Истории СССР доверия нет. И знаете – Акунин – это выход.
В-третьих. Я читал эту книгу пополам с ФБ лентой, где активно обсуждались события последних дней на Майдане. Умные люди рассуждают о становлении новой украинской государственности. Такое впечатление, что я смотрю стереокино. Только объемная картинка создается не в пространстве, а во времени. Сначала перед глазами один Киев, а потом резко другой, постаревший на 1000 лет.
В-четвертых. Это больше про во-вторых, но с другого бока. Поскольку сейчас идет активная работа по созданию Единого учебника отечественной истории, интересно будет сравнить Историю по Акунину с официальной историей. Сама концепция, взгляд на механизмы, которые движут историю в изложении Акунина, мне показалась симпатичными. Там нет ничего удивительного, что идет в разрез со всей предыдущей историографией, но лаконичность идей вместе с живостью и художественностью языка делает эту книгу привлекательной для взрослых и детей. Интересный, а главное нужный науч-поп.
Комментарии
Спасибки! Короче, выход - надо читать!
Не знаю насколько это выход, но прочитать небесполезно.
Всегда интересно мнение человека, его надо выслушать, сравнить со своим, а потом уже делать выводы. Главное - смаковать суть с разных точек зрения, тогда и найдется истина, так? Так что мнение Шалвовича будет интересным. Заношу в хотелки!
А кто научный консультант у книги?
Зачем общественному деятелю научный консультант? Ему и источники не нужны, уверяю тебя
Блин, ну я знаю же, че ты.
Слышал с ним вью на Эхе, говорит серьезные у него консультанты.
Пусть говорит, мне интересно, что в книге написано, кого он там пишет научным консультантом?
Я заранее почему-то очень предвзято отнеслась к появлению этой книги, хотя к Чхартишвили отношусь с уважением. Но прочитала ваши "соображения по поводу" и подумала, что со многим согласна. Хороший науч.-поп. ох, как нужен. Чтение серьёзной литературы - дело наживное, но первый интерес должен с чего-то взяться.
з.ы.: идея единого учебника приводит меня в ужас.
Вот-вот, и я с начала кривил нос в ее сторону, а зря.
Про единый учебник: как я понял, его, как такового, не будет. Пытаются выработать единый взгляд на историю для преподавания в школе. Но у них там получилось энное количество спорных вопросов и как их решать - непонятно. В общем завязли они с этим. Хотя В.В. затяжек по принципиальным вопросам не любит.) Радостного мало, короче.)
редко кто в нашей стране знает первого и не знает второго, посему псевдоним привлечёт к книге гораздо больше внимания.
Можно было бы, конечно, на обложке написать Григорий "Борис Акунин" Чхартишвили
или Григорий Чхартишвили aka Борис Акунин.
ага, как Стивен Кинг (под псевдонимом Ричард Бахман)
Спасибо! Большое! Очень! Большое! :)
Пожалуйста. Всегда рад.)
Морозова Л.Е. и Аверьянов К. А.
http://iriran.ru/?q=morozova
http://iriran.ru/?q=aver
Вот спасибо, что озадачились и ответили!
Загляните вот в эту книгу. По крайней мере, в истории России появляется хоть какая-то логика.