Больше рецензий

8 мая 2023 г. 14:15

149

3 Спойлер Ох уж эта романтика девяностых и телевидения.

Опустим любовь к творчеству автора и этой книге ранее, оставим только переосмысление.

С одной стороны книга все также хороша бытовым, жизненным юмором, подчас ювелирным слогом и актуальными проблемами зарождающихся двухтысячных.
Про равноправие, психологию и абьюз тогда и не слыхали, и Татьяна Устинова неплохо разгребает нагромождения самобичевания, комплексов и отсутствия диалогов между родителями и супругами топорным и обескураживающим, но хэппи-эндом.

Надо сказать, что в современном мире все это не выдерживает критики. Ни откровенно мерзкие персонажи, с которыми до поры, до времени зачем-то спят, ни принцы на девятке, по совместительству французские графы, все еще не ведущие с супругой абсолютно никаких осмысленных диалогов, ни муж и дети, появляющиеся у каждой героини женского пола как атрибут непременного "женского счастья".
Потому читанная в очередной раз книга показалась мне немного мерзкой, в том смысле, что главные герои хоть и ведут себя в основном хорошо, а все же возвеличиваются над "жалкими русскими" только в основном за счёт денег. Да и апофеозом бессмысленной мести можно считать театр одного актера в последней сцене в поместье графа де Бовэ, со всеми этими расписными колоннами и никому не нужными телеканалами.
С другой стороны, оценивать нравственную и психологическую составляющую прошлого по текущим стандартам бессмысленно, а потому и феномен затюканной главной героини, и спасение ее принцем можно считать просто данью тому времени.
А вот персонаж Филлиппа, и ранее не вызывавший у меня сильных положительных чувств со своим зазнайством и хвостиком, в этот раз меня просто раздражал.
Большим и светлым плюсом можно считать высеченную в книге светлую память телевидению того времени. Об этом интересно читать и узнавать.
Кое-какие вопросы по ходу сюжета конечно остаются. Куда попал в плен Иван (что за плохие, что за хорошие?) Где его полгода держали, что произошло, что его отпустили? Что за компромат был на дискете, что конкретно там было? Зачем Сашу пугали порезав щеку? Зачем таким образом пытаться устранить Филлипа? Проще было бы уж его пытаться убить. Ну и то, что злодеи в принципе нанимали киллера, чтобы убить Сашу, тоже вызывает одни вопросы.
Книга оставляет не однозначные впечатления, с одной стороны она заставляет прочувствовать эмоции, сродни тех, что бывают при пересмотре Зачарованных или Сейлор Мун. С другой стороны сюжетно-персонажной ценности лично для меня тут нет. Ни Саша, ни Филипп не нравятся мне чисто по человечески, вот такая вот загадка.

P. S. Видимо, это первая, или одна из первых книг автора, потому она, наверное, и такая личная, и такая надрывная. Возможно, автор поделилась многими чувствами с персонажами, и оттого они такие гротескные. И все-таки они мне совершенно не близки.