Больше рецензий

23 февраля 2014 г. 17:52

139

4

Любую относительно отдаленную историческую эпоху мы представляем себе прежде всего исходя из того, что мы знаем о ее элитах. Ведь что такое летописи и хроники, если не рассказы о жизни высшего слоя общества, его самой богатой и родовитой части? Книга "Рублевка. Player's handbook" Валерия Панюшкина вполне могла бы продолжить славную традицию бытописаний славнейших семей государства и стать неплохим источником знаний о первом десятилетии XXI века для будущих поколений.
Панюшкин известен прежде всего как журналист, причем из тех, благодаря которым газеты почитывают и те люди, которые обычно их не читают. Первая его книга художественной прозы вышла несколько лет назад, за ней последовали еще две. Кроме того, периодически он выдавал хороший нонфикшн, в том числе - две книги про соотношение русских народных сказкок и современной российской действительности, а еще - небольшие книги про так называемых "узников тишины": Михаила Ходорковского и его товарищей по несчастью. Две темы – мифология и политика на удивление органично слились в "Рублевке", сформировав своеобразный свод законов мира богатых и очень богатых людей.
Книга делится на восемь глав. Каждая из них посвящена определенной ступени, каждую из которых нужно пройти на пути к "вершине жизни": от "обывателя" к "богоборцу". Последняя называется "мертвец", и это позволяет сделать определенные выводы о взглядах автора, даже не читая книги.
Построены главы по одной схеме: начинает Панюшкин со смешного. Например, рассказывает о том, как Ксения Собчак, оторвавшись от интеллектуального интеллигентского разговора матом кричит на парковщика, замешкавшегося со шлагбаумом на въезде в дорогой ресторан. Не потому что она дурно воспитана - автор переходит к обобщению - а потому что так положено при ее статусе. За анекдотом следует перечисление правил, соблюдение которых приводит на уровень, обозначенный в заглавии главы. Несколько достоинств описываемой ступени, несколько недостатков, затем - о том, как двинуться дальше в иерархии игроков большой рублевской игры. На первый взгляд выглядит все это действительно как инструкция к какой-нибудь, скажем, ролевой или настольной игре. Однако максимально несерьезная и по форме, и по стилю книга, тем не менее, представляет собой довольно глубокий и точный анализ современной политической обстановки в России.
Весь образ жизни, вся "Большая Игра", которая ведется на Рублевке, возникли не из пустоты. Конечно, определенный отпечаток на отношение к деньгам накладывает менталитет Игроков, большинство из которых - русские, родившиеся и выросшие в СССР и возмужавшие в 90е. Но отношение к деньгам как к божеству, которое может карать и миловать - ни что иное, как отражение политических и экономических реалий. Действительно, довольно сложно сохранять рассудочное отношение к богатству, когда нажито оно - в основном - чудом и может рассосаться по воле высшей власти в любой момент.
Времена, когда придворные сплетни, в сущности, являли собой историю, конечно, давно прошли. Но и считать, что "Рублевка" - всего лишь сборник анекдотов, тоже не нужно. Книга эта получилась намного более неоднозначной, чем, возможно, планировал сам автор. Для России юмор всегда был особенным, неподцензурным жанром, в котором можно было все, в то время как в реальности нельзя было ничего. И хотя Панюшкин, работая в «Ведомостях», едва ли был угнетен цензурой - журналисту все равно можно не так много, как писателю. А благодаря этой книге он смог передать максимум, сказав при этом минимум. Ну и, конечно, достучаться до гораздо большего количества людей: даже социологические исследования, маскирующиеся под сборники анекдотов, всегда продавались, продаются и будут продаваться гораздо лучше, чем эссе о политике.