Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 мая 2023 г. 14:04

258

5

Эту книгу по дизайну я хочу порекомендовать не только тем, кто интересуется этой темой, но и кто изучает или работает в сфере маркетинга. Как пишет сам автор, «главная тема этой книги – каким образом дизайн транслирует идеи». А ведь маркетинг занимается как раз этим. Да, не вся деятельность маркетолога начинается и заканчивается этим, но точно определённая её часть. К примеру, именно через маркетинг или с помощью маркетинга компании транслируют суть своих брендов, т.е. объясняют, почему именно их бренд лучше удовлетворяет потребности потребителей, нежели какой-то другой. Так, мы невооружённым глазом видим эту работу маркетологов в компании Tiffany, BMW, Nike, Apple и так далее. Все эти компании пытаются подчеркнуть свою идентичность не только через привычные средства маркетинговой коммуникации, включая PR, но и через дизайн самих предметов. Если товар не выглядит дорого и если его продажа не сопровождается соответствующей для товаров люксовой атрибутикой, то продажи такого товара или бренда будут довольно вялыми, даже в том случаи, если сам товар будет идеальным.

В данной книге автор, на примере нескольких товаров, показывает читателям, как дизайн следует за функцией. И вот это очень интересно, ибо многие привыкли, что суть дизайна – в украшательстве. Однако на самом деле суть дизайна намного глубже и является фактически продолжением конструирования товара. В данном случаи конструкторско-инженерный процесс не отделим от дизайна. Приведём пример для большей наглядности и понятности. Автор описывает те изменения, что произошли в облике поездов в Англии с 1911 по 1937. Суть внешнего переоформления купе является не создания более красивого купе или более удобного, а главной причиной побудившей к таким изменениям стало повсеместное увлечение английским обществом идеей чистоты и гигиены, т.е. идея, что все беды от пыли, грязи, миазмов и пр. Именно для этой цели были предприняты шаги по минимизации лишних поверхностей, которые притягивают пыль и грязь и которые затрудняют чистку помещений. Дизайнерам была поставлена задача не «создать красиво», а создать предметы обстановки в купе, которые позволили бы свести пыль и грязь к минимуму. Кстати, то же самое можно сказать о предметах в ванной комнате, ибо мы видим как деревянные конструкции, которые присутствовали в первых версиях ванн, полностью отсутствовали в более поздних версиях. Более того, мы видим как ванная комната постепенно становится совершенно не похожей на все остальные комнаты жилого помещения и своей обстановкой больше походит на помещение больницы, с его светлыми тонами, плиткой, железными конструкциями и общим минимализмом. Если посмотреть на то, как выглядели самые первые ванные в домах людей, можно увидеть, что они спроектированы таким образом, чтобы ванная выглядела продолжением кабинета или спальни (постель, также подверглась изменениям в сторону усечения всех необязательных деталей, чтобы опять таки свести к минимуму все лишние поверхности которые могли бы стать прибежищем для пыли и грязи).

Возьмём другой пример – офисная обстановка. Тут также видны в дизайне воплощения тех идей, что царили в обществе. Мы видим, как дизайнеры мебели приспосабливают её сначала к идеи научного менеджмента, а потом к идеи, что место работника должно быть отражением его личности, т.е. тот период, когда на рабочем месте стали появляться фотографии семьи, персональные украшения и многое другое, что было невозможно во времена господства идеи научного менеджмента. Как изменялись предметы обстановки? Да сам их внешний вид, к примеру. Так, во время господства идеи Тейлора с его научным менеджментом, вся рабочая обстановка в офисе была максимально похожа на фабрику, но теперь можно было принести в офис даже собственную мебель и украшать собственное рабочее место как пожелаешь. Дизайн мебели меняется с «голой функциональности Тейлора» на «удобство и комфорт». Мог ли дизайн офисной мебели измениться без наличия таких идей в обществе? Безусловно, нет. И именно это и показывает книги. Сначала в обществе формируются идеи и только потом на рынке появляются товары, в дизайне которых воплощены эти идеи. Вот в чём заключается гениальность этой книги. Она показывает, что дизайн, это не просто украшение, а это суть предмета, суть объекта и поэтому дизайн неотделим от инженерно-конструкторской функции.

Возьмём ещё один пример из книги – пишущие машинки. Когда они только появились, они были предназначены исключительно для офисных сотрудников и поэтому выглядели подобно какому-нибудь объекту с фабрики или завода, т.е. их дизайн как бы говорил, что этот предмет имеет больше общего со станком на заводе, чем с каким-то предметом домашнего обихода. Но давайте посмотрим на то, что произошло с дизайном пишущих машинок, когда стала задача продавать их не только офисным сотрудникам и сотрудницам, но и обычным людям. Теперь дизайн пишущей машинки стал таким, чтобы он гармонично вписывался уже не в обстановку офиса или завода, а в домашнюю обстановку, чтобы он стал часть дома, а не завода. Другими словами нужно было создать такое ощущение от внешнего оформления пишущих машинок, чтобы больше не существовало ментальной связки «станок – пишущая машинка» в головах покупателей, ибо никто не хотел бы у себя видеть станок, стоящий в спальне или даже в кабинете.

Отдельно не могу не сказать о русской версии этой книги. Русское издание было выпущено издательством «Студия Артемия Лебедева». Книги этого издания известны своей дороговизной. Так вот, это русское издание является одним из самых ужасных русских изданий, которое я когда-либо видел. В книге все английские название переведены на русский язык, т.е. в книге мы видим не IBM, а «Ай-Би-Эм». Такое можно было изредка встретить в переводных книгах в 90-х, но видеть такое в книге 2013 года, просто поразительно. И за такую халтурную работу от потребителей требуют уплатить довольно значительную сумму за перевод и издание этой книги. Это ещё раз подчёркивает, что изданием книг должны заниматься профессионалы, которые специализируются на этом, ибо иначе мы получаем качество а-ля «Ай-Би-Эм».