Больше рецензий

21 февраля 2014 г. 14:24

77

5

Это плотный текст, устроенный по принципу тайнописи: слова надо читать не каждое по отдельности, а общим куском, как заклинание или шифр. Автор создаёт для читателя несколько пространств, в которых можно пожить, – каузомерное поселение, где люди переговариваются образами, театр памяти – социальные сети, мир символьной краски, которой покрыты прорекламированные вещи. Текст постоянно выливается в причитания бабки-кишечницы – так автор иронизирует над собой.

Главный герой представлен довольно подробно – вначале, но потом он словно начинает размываться, перевоплощаясь в «человека» или, скорее, в само человечество, он описывает своё разложение и то, к чему он в итоге приходит, – это предел, такой предел, где нет никакого суда, но есть прилавок, и герой хочет расплатиться за все ошибки людей и бьёт себя по карманам – так что чуть не убивает.

Отдельного описания заслуживает романтическая линия, в которой девушка, что не умеет думать себя, влюбляется в странного парня Дариуса с кротовыми норами рук и начинает думать из его головы. Девушка ходит в лес, чтобы умирать, – так она пытается найти себя, то есть место, из которого она живет, и выясняется, что она живёт из головы этого парня.

Отрицательный герой, который ползает около огромной трубы, – маук, появляется лишь в самом конце – и то, чтобы заползти обратно в свой мир – сама эта книга побеждает его, и ему тошно оставаться внутри. Книга является источником света в финальном сражении с кромесами, впрочем, этот смысловой выворотень нужен для того, чтобы читатель почувствовал прямое соприкосновение текста с реальностью, чтобы сделать самого высматривателя приближенным к жизни. Кто это вообще-то такой, высматриватель? Это человек, который имеет взгляд на весь универсум, способный строить онтологические модели, манипулируя реальными и умозрительными объектами.

«Высматриватель» оставляет совершенно грандиозное впечатление от себя, и хочется говорить о том, что это зарождение новой литературы, сообразной времени: голографические конструкции мысли, создающие в голове специальные «места для озарения» – лампион или свет, который читатели должны будут отыскать внутри собственных жизней.