Больше рецензий

Книгосерфер Вета (vetathebooksurfer)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2023 г. 16:36

477

2 - Ты куртизанок видишь? И я не вижу. А они есть

В высшем свете в Парижа 1820-х появляется блестящий молодой человек Люсьен де Рюбампре, — по слухам, разорившийся, но теперь получивший громадные суммы и, также по слухам, со дня на день вернет себе титул указом короля. У него есть спутница, бывшая малолетняя гулящая по прозвищу Торпиль (скат), в будущем — та самая куртизанка с блеском и нищетой. За спиной Люсьена всего его жизнью руководит «серый кардинал», аббат Карлос Эрера. И именно этот человек является главным героем произведения.

Именно за aka Карлосом Эрерой было интереснее всего наблюдать: его ловят — он с непроницаемым лицом отдает распоряжения верной служанке. Достаточно одного его слова — и находится краденное. Честь маркиз и графинь также лежит в его руках: он захочет — и дамам возвратят письма к уголовнику (к концу повествования все так запутается, что будет проще собрать все письма и притвориться, что ничего не было). Четвертая часть — это буквально квинтэссенция романа, когда все мотивы и точки интереса обозначены, остается только наблюдать и болеть.

Слог у автора очень тяжелый. В формате аудиокниги - просто праздник. В формате чтения - это тяжкий труд. Только что нам представили персонажа, но я уже теряю его из виду за рассуждениями о бытии, иносказательными выражениями и прозвищами. Персонажи, за исключением эпизода в тюрьме, изъясняются высоким слогом с невероятным пафосом, больше походя на абстрактных куколок, нежели на живых людей. И будьте готовы, что гендерные роли здесь разнесены буквально до противоположностей, причем женщина принимает удары судьбы с невероятной покорностью, как будто так и нужно, без единого резкого слова (странно этого ожидать от героини, которую... ну, «развратили» в детстве) или в подробностях описывается, как женщина будет во всем помогать своему любовнику-вору. Я понимаю, что в жизни всякое бывает, но не в ста процентах же случаев? У меня сразу в голове появляется статистика по домашнему насилию в маргинальной среде, из-за чего реалистический роман превращается в сказку про мушкетеров.

Неудивительно, что здесь никто не объясняет предысторию персонажей — нас кидают с места в карьер, как будто мы уже знали Люсьена де Рюбампре, общались с неким Растиньяком и в курсе темных дел Биби Люпена. Вы не знаете, кто это такие? И я тоже не знала. Какой высоты должен быть порог вхождения в цикл, чтобы им насладиться? Это явно не Золя, которого можно взять чуть ли не середины, выдернуть прямое продолжение истории персонажа («Нана» или «Деньги») и все равно плавать как рыба в воде.

Сколько же здесь отступлений... Про тюрьму Консьержери нам расскажут во всех подробностях, вплоть до истории каждой башни и каждого зала. Думала, моих знаний по истории Франции хватит — ни черта не хватило. Я обожаю, когда автор внутри текста что-то рассказывает и поясняет, но когда пояснения подаются настолько витиевато — чтение превращается в каторгу. Кстати, о каторге — про быт арестантов, приговоренных и каторжан нам тоже расскажут. Вообще, меня порадовало все, что касается тюрьмы (кроме ее развернутого описания, совершенно бесполезного без иллюстраций) — это несложные многоходовочки с участием знакомых персонажей, с убийственным «балаканьем по фене», с репрезентацией мужской проституции (ну да, как будто оно в ста процентах случаях по взаимному согласию в тюрьме происходит, поверим) и подробным рассказом о сети хранения и сбыта краденного.

Мое резюме: если вас привлекает эстетика приключений и придворных интриг, что-то вроде Дюма-старшего, только посложнее в плане повествования, где главными героями выступают рецидивисты и тайная полиция — это для вас. Если вас, как меня, привлекает городская эстетика — здесь такого очень мало.

Поддержите меня подпиской на тележку!

Комментарии


А они есть. Главная героиня была куртизанкой.