Больше рецензий

Erika_Lik

Эксперт

Императрица несерьезных книг

3 мая 2023 г. 13:00

726

3 Чтобы стать добрым, мне не хватало лишь, чтобы кто-то полюбил меня (с)

К моему огромному сожалению, не оценила я данное произведение и не прониклась таинственной чарующей атмосферой с дополняющими мистифицирующими деталями (к слову прямо таки на пустом месте). По большей части мне было скучно и спасала лишь необходимость дочитать, чтобы побыстрее вернуться к чему-то более увлекательному. Хотя, положа руку на сердце, роман как источник вдохновения и некий плацдарм для базирования иных форм искусства прекрасен, что не раз доказывали и композиторы, и режиссеры-постановщики, и благодарные зрители, оставшиеся в восторге от экранизаций и театральных постановок (и тут вот мне прям даже жаль, что до сего момента я обходила их стороной, но, возможно, и к лучшему, т.к., зная историю, теперь могу в полной мере насладиться ее воплощением).

Произведение относится к фантастическим "черным" романам Гастона Леру, хотя фантастических ноток в нем ничтожно мало, и те неизвестные мистические и необъяснимые ужасы, коими становится свидетелем читатель в конечном счете раскрываются в жестокую и даже чудовищную, но все же реальность. Написано оно от третьего лица некоего выдуманного историка-журналиста и по большому счету походит больше на попытку собрать воедино воспоминания, хроники, сохранившиеся письма, интервью и дневниковые записи, дабы запечатлеть историю для наследия и попытаться переосмыслить и раскрыть тайну трагедии падения огромной хрустальной люстры, некогда убившей десятки людей. Признаться, меня не оставляла мысль (хотя я и не берусь этого утверждать в полной мере), что все это имело под собой некий коммерческий подтекст: как еще можно было бы подогреть интерес и вызвать ажиотаж у населения к величественному (а это, на минуточку 12 наземных и 5 подземных этажей) архитектурному сооружению "Гранд Оперы" (Дворец Гарнье) в стиле необарокко, что подтверждают строки, где автор лично советует читателям пойти в оперу, походить там, войти в ту самую ложу №5, постучать по огромной колонне и прочувствовать от первого лица величие и мрачность того места, где вершителем судеб когда-то был таинственный П.О.
И вот если рассматривать роман с этой точки зрения, где главенствующим стоит именно Опера и именно о ней идет речь, о производственной части театральной жизни, о талантах и интригах, то да, возможно, мне бы понравилось больше, но.. история на передний план выставляет совсем иные вопросы: вопросы любви, жертвенности, страдания и эгоизма, жестокости и гениальности - в общем, да.. всего-всего..

Главные герои романа - молодая оперная певица Кристина Даэ и влюбленный ее с самого детства виконт Рауль де Шаньи - очень идеализированные, возвышенно прекрасные, воплощение красоты, грации и слащавости (уж, простите), они остались для меня некими невзрачными и картонными персонажами, под ликом которых не были ничего интересного. Впрочем, карьерный путь и обучение Кристины был по своему хорош: воспитанная отцом-музыкантом на легендах и преданиях, она всю жизнь верила и ждала, что придет некто "Ангел музыки" и наградит ее великим талантом; такая вот принцесса в ожидании принца. И она дождалась и со всей мощью своей души устремилась в эту таинственную и чарующую негу, идя подчас "по головам", но казалось бы, даже этого не замечая, находясь во власти своей мечты. Мне верилось именно в эту ее мечту и в любовь к музыке и всему прекрасному, но .. ой как не верилось во все остальное.
Рауль - богатый, молодой, красивый - просто мечта, а не человек, но что о нем рассказано кроме его "любви"? Он оставляет после себя раздражение из-за своего поведения - избалованный, капризный, взбалмошный; его не хотелось изучать, за ним не интересно было следить, несмотря на его великолепие он был бледный и картонный, ведомый какой-то своей выдуманной целью (возможно, именно из-за ее недоступности, он так ее и желал).
Вместе они могли бы составить отличную пару: несмотря на их разное социальное положение, все же они были равны как внешне, так и по духу: прекрасные, блистательные, подающие надежды, но такие.. унылые. Их история была бы совсем не примечательна без злобного гения Эрика. Вот уж кто поражал и будоражил: "О бедный Эрик", "Бедный несчастный Эрик" - не раз отзывались о нем герои, но так ли он несчастен и достоин ли он той жалости, которую в последних строках почти вымаливает для него автор? Почему-то сейчас хочется рассуждать довольно жестко и максималистично, не взирая на его происхождение и тумаки, которые наставляла жизнь: он сам ее творец и разрушитель. У каждого человека есть выбор жизни - ежедневный и ежечасный, как быть и как справляться с теми событиями, которые происходят в жизни. Да, зачастую в историю несчастного детства вплетается и психологические проблемы, которые не решить без специалистов, но нет.. Автор рисует его человеком, который вполне себе соображает, что делает; который может быть нормальным (работал же он долгое время архитектором и прорабом), но который по каким-то своим причинам решает ни с того ни с сего "играть" обиженного жизнью страдальца, заточенного в склеп, который ой как жаждет живой и трепетной любви прекрасной девы. Так и начинается эта неравная схватка добра и зла.
Читая про все ужасы, который этот "гений" (да, да он по истине обладал множеством самых различных талантов) творил направо и налево, выливая всю свою боль и жестокость, не гнушаясь устранять препятствия и губить чужие судьбы (во имя чего, простите?), не остается к нему ни сострадания, ни жалости. Да, сцены с ним по истине создавали тот самый трепет и оживление, заставляя сердце колотиться, но голова отрицала признавать его величие и попытаться понять его душу. Слишком уж душа эта черная и уродливая, отесанная годами зверств и ужасов, творимых по его задумкам для услады.

Роман в общем и целом довольно хорош (и атмосферой, и языком) и достоин того, чтобы с ним познакомиться (в особенности, если вы как и я не знаете эту историю и все экранизации и постановки обходили вас стороной), но сказать, что он мне понравился я не могу. Многочисленные несостыковки, картонность и черно-белость героев, идеализированность и слабые психологически проработанные портреты, вызывающие вопросы, и грандиозный финал - не оставил мне выбора.

Книгу прочла в рамках игр:
- Новогодний флешмоб 2023
- Собери их всех
- Литературный турнир 2.0 в клубе Читаем классику вместе
- Литера терра в клубе Белая сова